Беларусь в медийном зеркале России

Мирная революция в Беларуси вытеснила из российского телевизора даже Украину. Ветераны информационных войн, смакуя ситуацию в Минске, по всей видимости, получают мазохистское удовольствие от самого процесса.

Программа «60 минут» от 26.08.2020 на телеканале «Россия-1», традиционно состоящая из истошных криков, истерик «экспертов» и отвратительных гримас ведущих, изображающих из себя всё знающих небожителей, была посвящена, естественно, Беларуси. Вот и в этот раз праведный гнев у части патриотических «экспертов» вызвали массовые протесты в Минске и других городах Беларуси. Больше всех негодовал «военный эксперт» Игорь Коротченко.

Посвятив значительную часть эфирного времени на критику визита в Россию первого заместителя госсекретаря США Стивена Бигана и его встречи с Лавровым, «эксперт» Коротченко перешел к Навальному и сообщил, что «судьба Навального определена не в берлинской клинике Шарите, а в славном городе под названием Вашингтон».

После чего «эксперт» Коротченко, не переводя дыхания, отдал несколько четких распоряжений по Беларуси. «Наша задача – не допустить в Белоруссии повторения украинского сценария. На эту задачу должна работать вся вертикаль исполнительной власти, используя как дипломатические методы, так и методы, о которых в открытой аудитории не говорят. Мы должны модерировать новую белорусскую реальность! Наша задача – чтобы в Белоруссии появились пророссийские партии и общественные движения. Белоруссия должна стать частью российской экономики!».

«Какое отношение Тихановская и ее совет имеют к оппозиции?» – к поддержке Коротченко подключился другой завсегдатай Попова и Скабеевой – известный режиссер Карен Шахназаров. – «Госпожа Тихановская ведет к гражданской войне в Белоруссии! Она – чисто марионетка! » — гневно рубил Шахназаров.

Следующим критику беларусской оппозиции подхватил одиозный директор белорусского центра «Северная Евразия» Алексей Дзермант. «Алексиевич – вообще не политик!» — торжественно объявил главный северный евразиец. Сделав это открытие, Дзермант перешел к требованиям: «Если Алексиевич ничего не понимает в политике, лучше бы помолчала. Она не уполномочена делать заявления от имени белорусского народа».

Здесь даже Евгению Попову стало неловко за своего «эксперта» и он начал что-то бормотать о том, что Алексиевич — Нобелевский лауреат, всемирно известный и уважаемый человек. Но Дзермант не унимался и продолжал требовать, чтобы Алексиевич открывала рот только на сугубо литературные темы, а от имени белорусов этот «эксперт» дозволил говорить только Лукашенко.

На примере этой передачи можно видеть как стремительно падает качество российских политических ток-шоу, становясь все более плакатным и одномерным. Деградация проявляется в катастрофическом понижении уровня приглашаемых «экспертов», когда каждый из «экспертов» вписывается в костюм какого-то амплуа, литературного персонажа. Так, «военный эксперт» Коротченко играет роль полковника Скалозуба, в речах и повадках режиссера Шахназарова сквозит Фома Фомич Опискин, тоскливый резонер, деспот и приживала из повести Фёдора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

Можно не обращать внимания на маниакальный бред подобных «экспертов». Тем, более сам формат передачи предусматривает полное отсутствие оппонентов в студии, что создает благоприятную почву для достижения ее авторами своих целей. Но «Россия-1» — это рупор Путина и всех тех, кто в России принимает политические решения, а значит за такой трактовкой событий стоит нечто большее, чем мнение какого-то политолога.

Телевизионных кукловодов можно понять. Найти в сегодняшней Беларуси эксперта, который бы решился публично защищать позицию Лукашенко, непросто. А уж отыскать умного и квалифицированного эксперта с такой позицией – задача практически неразрешимая. Поэтому в информационном пространстве Белоруссии доминируют российские СМИ, на распространение пророссийских нарративов идут миллиарды долларов.

Но в нынешней Беларуси такой номер больше не пройдёт. Необратимые изменения уже произошли — невозможно провернуть фарш обратно… Истребляя оппозицию (и в политическом, и в физическом смысле) Лукашенко окончательно захлопнул для себя пространство решений, оставив только коридор с одной-единственной дорогой в один конец, без возможности выбора…

«А коридоры кончаются стенкой…» — как проникновенно пел Владимир Высоцкий.