Но когда число заразившихся коронавирусом в России превысило планку в 150 человек, за сутки регистрируется более 30 заболевших коронавирусом, случаи заболевания отмечены в 26 российских регионах, даже для самых ярых приверженцев Путина стало очевидным, что российские власти не контролируют ситуацию с распространением коронавируса по стране. Несмотря на то, что официальная информация о распространении в России коронавирусной инфекции действует успокаивающе, реальное развитие событий столь непредсказуемо, что все говорит о возможном начале в России эпидемии.
Несмотря на угрозу эпидемии 17 марта Путин подписал указ о проведении 22 апреля 2020 года голосования по поправкам к Конституции России и вопреки тревожным сигналам решил не отказываться от выбранной даты плебисцита. На фоне нефтяного, экономического кризиса, катастрофического падения рейтинга падения доверия к власти, у Путина просто нет иного выбора. Затягивание процесса изменения конституции хотя бы еще на несколько недель, а тем более месяцев, поставило бы под угрозу успех всей спецоперации — оппозиция могла бы все-таки придумать и реализовать какую-то действенную стратегию противостояния, а обыватели — задуматься о том, действительно ли им станет лучше жить от замены одних слов в никем не читанном документе другими и нормально ли то, что Путин так бесцеремонно цепляется за власть.
На отвлечение народа от такой «мелочи» как пандемия коронавируса подключен весь чиновничий и силовой аппарат российских властей, десятки, а то и сотни тысяч зависимых от властной вертикали людей. Причем, все усилия направлены не на принятие действенных мер внутри страны, а внешне эффектные, но практически малоэффективные жесты.
Прежде всего, с началом эпидемии коронавируса российские источники начали распространять в Евросоюзе дезинформацию, неприкрытую ложь, связанную с распространением инфекции во всем мире. Напомним, что накануне газета The Financial Times сообщила о докладе внешнеполитической службы ЕС, в котором утверждается, что российские СМИ ведут в Евросоюзе кампанию по дезинформации, связанную с распространением коронавируса COVID-19. Прежде всего, фейки касаются утверждений о слабости и некомпетенции властей стран ЕС по защите своих граждан от пандемии, на фоне четкой работе Кремля по локализации вируса, чему якобы служит небольшое количество зараженных в России. Прежде всего такая информационная кампания рассчитана на симпатиков Путина и российские диаспоры за рубежом, которых пытаются убедить во всемогуществе Путина даже в борьбе со смертельной инфекцией.
Далее, пытаясь хоть как-то продемонстрировать российскому населению свою дееспособность в борьбе с пандемией, Кремль обрушил запретительные меры на соседние государства. Российские железные дороги сообщили о прекращении с 17 марта международного пассажирского сообщения с Кыргызстаном, хотя на тот момент случаев заболевания там не было. Среди стран, с которыми Россия прекратила либо сильно сократила авиа- и железнодорожное сообщение, кроме Кыргызстана, оказались главные поставщики трудовых мигрантов — Узбекистан, Таджикистан. Послы всех трех стран пытаются принять меры, чтобы помочь своим гражданам вернуться домой, но пока безуспешно.
Таким образом, коронавирус при поддержке российских властей фактически запер трудовых мигрантов в России. С другой стороны закрытие Россией своих границ заставили изменить свои планы сотни тысяч трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Дело в том, что именно весной в Россию традиционно выезжают сезонные рабочие, которые рассчитывают найти работу, а затем, осенью, вернуться на родину. Те мигранты, которые работали в России зимой, в свою очередь, стремятся приехать домой к Наврузу — празднику весны, который отмечают иранские и тюркские народы (в этом году он выпадает на 21 марта).
А тем временем, в самом Кыргызстане 18 марта объявили о первых заболевших новым коронавирусом. Это оказались трое мужчин, которые вернулись домой из Саудовской Аравии — из малого хаджа. Все они проживают в Сузакском районе Джалал-Абадской области. Если случаи коронавируса будут обнаружены в нескольких районах или областях, власти готовы ввести режим чрезвычайной ситуации республиканского уровня.