На фоне того, как Россию охватывает Covid-19, рейтинг одобрения Путина продолжает снижаться. И решение российской власти объявить, что «нерабочие дни», введенные Кремлем в конце марта, со вторника заканчиваются, вряд ли изменит такое положение. Россияне, в своем большинстве, были разочарованы тем, что для объявления главой государства решения о выходе из карантина был выбран понедельник — день с рекордно высоким числом случаев заражения коронавирусом. В понедельник, за несколько часов до объявления решения о послаблении карантина,
Россия по числу зараженных Covid-19 обогнала Великобританию и вышла на третье место с показателями 221 344 заражения, включая 11 656 новых случаев за последние сутки. Более того, это объявление, похоже, стало не приглашением россиянам выйти обратно на улицы, а еще одним шагом в плане Путина по делегированию ответственности за преодоление кризиса местным лидерам, которые, по его словам, примут собственные решения о том, когда прекратить карантин.
Действительно, мэр Москвы Сергей Собянин продлил до 31 мая строгий режим в столице со спецпропусками для выхода из дома и обязательным ношением маски и перчаток в транспорте и магазинах. Это вызвало недоумение и возмущение москвичей — как работать, если режим нерабочих дней закончен, а на улицу выходить нельзя?
Сумбура в ситуацию добавили и заявления других высокопоставленных российских чиновников.
Так, министр здравоохранения Татьяна Голикова позже пояснила, что к настоящему моменту только в 11 из 85 российских регионов сложилась такая эпидемиологическая ситуация, которая могла бы допустить послабление ограничений.
Все это заставляет объявление Путина выглядеть в глазах россиян так, словно он перекладывает с себя ответственность за возможные последствия послабления карантина. В этом свете, становится очевидным, что Кремль слишком поздно отреагировал на распространение пандемии, и не издав указ об установлении общенационального режима чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, с явным опозданием отдал распоряжение региональным властям самим устанавливать карантинные меры в зависимости от местных условий.
На этом фоне, многие жители Дальнего Востока вспоминают поведение российского Президента во время ситуации с катастрофой подлодки «Курск».
И хотя, с тех пор прошло 20 лет назад, реакция Путина на этот кризис, мало чем отличается. Да, в этот раз российский лидер надел желтый защитный костюм, посещал пациентов, страдающих коронавирусом, щедро раздавал обещания — помощь семьям с детьми, премии медперсоналу, кредитные линии, налоговые вычеты для индивидуальных предпринимателей, поддержка малого и среднего бизнеса… Но в остальное время Путин был в основном прикован к своей резиденции, откуда он по видеосвязи обращается к нации и к Кабинету министров.
Россияне, привыкшие видеть своего президента верхом на лошади или на мотоцикле, вместо этого видят на экране статичного чиновника, который часто производит впечатление скучающего. На прошлой неделе заметили, как он поигрывал ручкой, когда министр здравоохранения обсуждал с ним региональные меры реагирования на пандемию. В понедельник Путин снова выглядел далеко не полным энтузиазма, обращаясь одновременно к стране и к правительству. Несколько раз он издавал слышимые вздохи в середине предложения. Это объяснимо — столкнувшись лицом к лицу со смертельным вирусом, российский лидер, возможно, впервые за 20 лет своего правления, неожиданно получил падение привычно высоких рейтингов одобрения.
Последствия «постепенного» и «осторожного» выхода России из режима ограничений пока трудно прогнозируемы. Но негативная тенденция уже прослеживается — подыгрывая решению властей, министерство здравоохранения официально выставляет напоказ очень низкую смертность — чуть более 2 тыс. человек. И это, несмотря на фактический рост числа заражений. По неофициальным свидетельствам российских врачей, пациенты с Covid, имеющие другие патологии, систематически исключаются из подсчетов смертей от коронавируса. Так создается красивая картинка, далекая от действительности — ситуация под контролем, смертность падает, а значит решение властей обосновано.
Нет сомнения, что нынешний коронавирусный вирус задает сложные вопросы Кремлю и политической системе, построенной Путиным за последние два десятилетия. Но как бы подобные манипуляции с коронавирусной инфекцией, в итоге, не вывели Россию на первое место в мире по заболеваемости…