Для чего в России эксгумируют жертв Сталина

На мемориальном кладбище Сандармох, расположенном в лесном массиве Карелии, неподалеку от Финляндии, возобновились раскопки, чтобы подтвердить гипотезу, якобы, основанную на секретных документах из архивов ФСБ.

В начале 2016 года профессор Института истории в Петрозаводске Юрий Килин опубликовал в финском журнале статью о том, что российские военнопленные, убитые их финскими охранниками во время Великой Отечественной войны (как официально называется Вторая мировая война в России), могли быть захоронены в урочище Сандармох.

Почему же такое пристальное внимание российских «правильных» историков было обращено именно к захоронениям в урочище Сандармох?

Во-первых, в глазах властей Карелия всегда являлась «чувствительным» регионом, близким к Финляндии и к Западу и подверженным их влиянию.

Во-вторых, события в урочище «Сандармох» получили международный резонанс с тех пор, когда 61-летний историк Юрий Дмитриев, посвятивший свою жизнь раскопкам общих могил в Карелии, не доказал, что под низинным торфом Сандармоха действительно скрыто множество человеческих останков, мирных жителей, ликвидированных по приказу Сталина.

Урочище, обнаруженное в 1997 году Дмитриевым, стало последним пристанищем для 6,1 тыс. человек (по данным НПО «Мемориал», которая установила их личности), расстрелянных в этом месте в 1937-1938 годах НКВД.

На фоне государственной реабилитации сталинизма в России Дмитриев резко впал в немилость, ему пришлось провести 15 месяцев под стражей по сфабрикованному обвинению в педофилии и пережить множество психиатрических экспертиз. В конце концов он был оправдан Петрозаводским городским судом в Карелии и освобожден. В настоящее время находится под стражей за сексуальные действия в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Поэтому, очевидно, что экспедиция по раскопкам направлена на восстановление престижа России и «исторической справедливости». Характерно, что первоначально местные власти поддерживали созданный в Сандармохе мемориал в память репрессированных. Но уже в прошлом году на мероприятии 5 августа в память о погибших впервые не присутствовал никто из чиновников или церковников. А с осени государственные СМИ начали сообщать, что на самом деле в Сандармохе лежат советские солдаты, убитые финнами.

А по словам первого замминистра культуры Карелии Сергея Соловьева, «нужные» результаты раскопок должны нивелировать в общественном сознании граждан необоснованное чувство вины перед якобы репрессированными и не стать консолидирующим фактором для антиправительственных сил в России.

Как отмечают многие историки, попытки такого «переосмысления» мемориального захоронения в Сандармохе путем перекладываня ответственности за сталинские массовые расстрелы на финнов, очень напоминают похожую ситуацию с немцами в Катыни.

Однако, реальность побуждает не столько к патриотизму, сколько к анализу. Поэтому, эксгумация в Сандармохе, может превратить захоронения в одно из культовых мест Большого террора. Надо ли говорить, что такие раскопки, проведенные в стахановском темпе задевают чувства защитников памяти о политических репрессиях.

Кроме того у них, возникают сомнения в компетентности возглавляющего экспедицию влиятельного «Российского военно-исторического общества» (РВИО) проводить археологические раскопки подобного рода. Порядка 50 российских солдат, которые привлечены к эксгумации даже не установили границы зоны раскопок. Тем более, непонятно, кто и как будет изучать человеческие останки, устанавливать личность погибших и, главное, причину их смерти.

Несмотря на то, что Сандармох является охраняемым законом историческим местом, ничто не способно остановить от проведения раскопок  РВИО, которое возглавляет министр культуры России Владимир Мединский. И четко сформулированное служебное задание в отношении Сандармоха также исходит от министерства культуры.

Чем закончится эта история, особенно на фоне нынешнего патриотического жара в России, покажет время…