Реджеп Тайип Эрдоган и шеф Кремля Владимир Путин снова сменили курс на конфронтацию. Турция расширяет свое военное присутствие в сирийской провинции Идлиб и остается главным вопрос – не позовет ли она скоро на помощь НАТО?
В 2015 году, после того, как Турция сбила над Сирией российский бомбардировщик, страны уже стояли на пороге войны, но благодаря тому, что Эрдоган принес свои извинения Путину, обстановка разрядилась. С тех пор, особенно после неудавшейся попытки переворота в Турции в июле 2016 года, Путина и Эрдогана связывали особые отношения. Ни с одним другим главой государства Эрдоган не встречался более 70 раз. Анкара, несмотря на протесты США, приобрела российскую систему ПРО С-400, российские энергетики строят в Турции атомную электростанцию. Но как бы активно Эрдоган и Путин ни демонстрировали свою мнимую близость, во многих внешнеполитических вопросах они сильно расходятся во мнениях. Оба лидера по-разному смотрят на Ливию, Кипр, на конфликт в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном.
Но опаснее всего их соперничество в Сирии. Словесные баталии Россия и Турция начали в Сирии давно. До этого, оба государства координировали свою политику в Сирии. Турция уменьшила свою поддержку настроенных против Асада повстанцев — Путин предоставил Эрдогану свободу действий в наступлении на северо-востоке Сирии. Но теперь противостояние снова обостряется. Наступление режима Асада и России на Идлиб ставит Турцию под удар. По данным ООН, на границе с Турцией находится более полумиллиона сирийских беженцев (сам Эрдоган говорит о миллионе человек). И Турция, которая уже приняла около 3,5 млн. сирийцев, опасается еще одного миграционного кризиса.
«За эскалацию насилия в Идлибе ответственна только Анкара» — заявила недавно представительница российского министерства иностранных дел. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган более или менее отчетливо пригрозил войной своему российскому коллеге – «Мы сказали России, что, если вы не прекратите бомбардировки, мы сделаем то, что считаем нужным».
Местные в регионе теперь переживают, не станет ли Идлиб местом противостояния турецких и российских войск. А основания для этого есть. Сирийский режим окружил в Идлибе несколько наблюдательных постов турецкой армии. В ответ Эрдоган поставил Асаду ультиматум — если сирийская армия до конца месяца не выведет своих военных за пределы наблюдательных постов Турции, то Анкара будет действовать. Его партнер по коалиции в правительстве, ультраправый Девлет Бахчели уже потребовал разработать план по наступлению на Дамаск для «ликвидации тирана».
Пока боевые действия Турции выглядят простой угрозой, ведь Россия контролирует воздушное пространство над Идлибом. Создается впечатление, что угрожающая позиция Эрдогана преследует цель добиться лучшего результата на переговорах. Скорее всего, Турция хочет создать в Идлибе буферную зону наподобие той, что была создана ею на северо-востоке Сирии.
Тем не менее, существует риск того, что из-за наращивания военного присутствия и воинственной риторики ситуация может быстро полностью выйти из-под контроля и на стороне Турции к конфликту могут подключится США. Спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри уже подтвердил такую возможность, в случае, если конфликт между Турцией и Россией продолжит обостряться.