Евгений Пригожин — свой человек в Африке

Пригожин — один из самых загадочных людей в российских высших эшелонах государственной власти. В западных СМИ его называют «человеком, который поспевает везде». В прошлом году спецпрокурор США Роберт Мюллер обвинил российского бизнесмена в управлении интернетовской «фермой троллей» в Санкт-Петербурге, которая пыталась направить выборы 2016 года в пользу Дональда Трампа. При этом, 58-летний Евгений Пригожин не олигарх и даже не из ближайшего окружения Владимира Путина.

Петербуржский бизнесмен, официально возглавляющий кейтеринговую компанию «Конкорд», организовывающую питание для школьных столовых, начинал с продажи хот-догов, затем открыл в Петербурге роскошный ресторан. Познакомившись в 1990-х годах с будущим президентом России, Пригожин позднее занимался организацией банкетов в Кремле, получив в узких кругах прозвище «повар Путина». В последние годы его редкие появления на публике касались Африки. Его умение  строить свою карьеру тихо и незаметно привело к тому, что этот человек стал главной движущей силой Москвы на африканском континенте и принимает все более активное участие в новом задании — содействии президенту Путину в осуществлении стратегического возвращения на африканский континент. Ему приписывают создание и наращивание мощи частной армии, известной как ЧВК «Вагнера» (таков псевдоним ее командира Дмитрия Уткина).

ЧВК присутствует как минимум в   Ливии, Мадагаскаре, Судане, Мозамбике и Сирии… Группу Пригожина неоднократно обвиняли в попытках вмешаться в серию африканских выборов, например, на Мадагаскаре, отправив «политических консультантов» или взяв под контроль веб-сайты и газеты этих стран. Несмотря на то, что частные военные компании официально запрещены российским законодательством, Пригожин работает в тесном сотрудничестве с министерствм иностранных дел и министром обороны России Сергеем Шойгу (его контракт с министерством обороны оценивается более чем в один миллиард евро в год).

Подобный авантюризм привлечения военных формирований, напрямую не связанных с Кремлем, для решения «нетрадиционным» способом внешнеполитических задач в странах Африки к югу от Сахары, очень выгоден. Различные ЧВК предоставляют прикрытие, позволяющее отрицать всякую ответственность государства за возможные неудачи.

«Повар Путина» как раз и отвечает за тайную сторону этой связки, руководя тайными операциями, которые содействуют российским коммерческим и политическим интересам без какой-либо официальной связи с Кремлем. И теневая организация наемников, которая ведет секретные войны в интересах Кремля от Украины до Сирии и Центральноафриканской Республики занимает видное место в новой стратегии Москвы. Она предлагает африканским лидерам протекцию в обмен на открытие своего рынок для российских компаний и «правильное голосование» в ООН. Именно поэтому, группа Вагнера», оказалась нужной новой российской политике за рубежом, превратившись в полноценную 5-тысячную частную армию, владеющую современным вооружением, включая танки и артиллерию.

Впрочем, в последнее время группа «Вагнер» стремительно теряет свое влияние в Африке, особенно после фиаско с американскими военными в сирийском Дейр-эз-Зоре в феврале 2018 года. Тогда, в ходе провалившегося наступления в Сирии против войск, противостоявших Башару Асаду и вооруженных Вашингтоном, американская бомбардировка унесла жизни более сотни человек из ЧВК Вагнера. Как выяснилось, что Евгений Пригожин  приказал провести нападение без приказа самого Кремля и даже без его ведома. Потеря доверия дорого стоила Пригожину.

Часть «вагнеровцев» теперь служат просто охранниками офисных зданий «Роснефти» и торговых центров в Каракасе, а часть опытных ветеранов перешли в другие подобные группы, включая  «Щит» и «Патриот». По всей видимости, дни «Вагнера» как лидера российских оборонных подрядчиков, закончились. Ее операции свертываются, а сотрудники рассредотачиваются по аналогичным группам.

Несмотря на это, впавший в немилость Кремля «Вагнер» остается продолжать играть серьезную роль в российских операциях за рубежом, например, в Ливии и Сирии. Объясняется это очень просто — полулегальные организации типа «Вагнер», «Вега», «Щит» и «Патриот» помогают России в  возвращении на африканский континент. И то, что  более тысячи сотрудников ЧВК погибли и еще большее количество оказались покалечены, а ни они, ни их близкие не пользуются никакой господдержкой — так и останется табуированной темой в российских СМИ, поскольку потери в бою считаются в России оборонным секретом…

К тому же вести расследование по Пригожину оказывается опасным. Когда трое российских журналистов попытались изучать деятельность ЧВК Пригожина, они были загадочным и жестоким образом убиты в ЦАР.