В Иране произошел новый всплеск протестов и столкновений с полицией после гибели еще двух юных активисток.
В четверг полиция Ирана блокировала вход на кладбище в Карадже, куда стекались тысячи демонстрантов, чтобы отметить 40-й день траура по Хадисе Наджафи, застреленной во время акции протеста под Тегераном. Силовики пытались помешать толпам людей пройти к ее могиле. Это привело к новой волне жестких столкновений между протестующими и полицией, сообщает BBC.
В ответ на действия полиции демонстранты перекрыли шоссе в Карадже, поджигали автомобили и выкрикивали антиправительственные лозунги. Один из них: «Этот год — год крови, год, когда Сейед Али [Хаменеи] будет свергнут!»
На прошлой неделе иранские полицейские открыли огонь по большой толпе протестующих, собравшихся с такими же лозунгами на 40-й день траура по Махсе Амини, чья гибель спровоцировала массовые протесты в Иране, а также по Нике Шакарами, погибшей во время столкновений.
Все три погибшие девушки стали символами иранского протеста.
Сорок самых авторитетных юристов-правозащитников Ирана выпустили совместное заявление, где публично раскритиковали духовенство страны и заявили, что правители падут, поскольку протестующим больше не страшны жестокие репрессии.
«Правительство до сих пор пребывает в иллюзиях и верит, что может подавлять, арестовывать и убивать, чтобы заставить людей замолчать. Но волна людей в итоге сметет правительство, потому что бог на стороне людей. Голос народа есть голос Божий», — говориться в заявлении правозащитников, которые они передали агентству Рейтерс.
От платков к смене режима: символы протестов
22-летнюю Махсу Амини в середине сентября арестовала полиция нравов за «слишком свободно» надетый хиджаб. Из участка девушка попала прямиком в больницу с серьезной травмой головы в состоянии комы и вскоре скончалась.
Власти тогда заявили, что у нее «внезапно случился сердечный приступ», однако семья уверена, что ее избивали, а очевидцы ее ареста рассказали, что бить ее начали уже в автозаке.
Смерть Махсы спровоцировала невиданные прежде протесты по всей стране, женщины сжигали на площадях свои платки и хиджабы, скандируя «Женщина, жизнь, свобода!»
Шестнадцатилетняя Ника Шакарами была арестована во время протеста в Тегеране. Вскоре ее родственники узнали, что девушка мертва и что полиция тайно вывезла ее тело и захоронила в 40 километрах от Тегерана.
22-летняя Хадис Наджафи, блогер и тиктокер, 21 сентября вышла на демонстрацию в Караджи и записала по дороге видео для друзей, где сказала: «Надеюсь, через несколько лет, когда я оглянусь назад, я буду счастлива, что все изменилось к лучшему».
Через час ее убили. Позже чиновники потребовали от ее отца заявить, что девушка умерла от сердечного приступа.
За несколько недель протесты переросли в одно из самых серьезных и массовых восстаний со времен Исламской революции 1979 года. Демонстранты требуют свержения и даже смерти аятоллы Хаменеи и смены режима.
Аресты и признания
Силы безопасности жестоко подавляют протесты, стреляя по демонстрантам. По данным правозащитной организации Iran Human Rights, базирующейся в Норвегии, в ходе столкновений на этот момент убиты 277 человек, из которых 24 — женщины, и 40 — дети и подростки младше 18 лет.
Власти Ирана отрицают свою причастность к убийству протестующих, вместо этого обвиняя неких засланных иностранных «террористов». Государственная газета Ирана сообщила в понедельник, что за время столкновений погибли 35 сотрудников службы безопасности.
Сотни человек арестованы — силы безопасности массово задерживают на протестах всех, от юристов и врачей, до реппэров.
Одного из них, известного в Иране рэппера Тумаджа Салехи, ранее поддержавшего демонстрации, на днях показали по государственному телевидению — на видео мужчина с завязанными глазами, называющий себя Салехи, признает, что совершил ошибку.
Иранские правозащитники уверены, что это признание у него выбили. Такие «признания» стали регулярной практикой властей — группа по защите свободы слова «Статья 19» осудила практику публикаций, полученных под явным принуждением, в государственных СМИ Ирана.
Накануне в среду вице-президент США Камала Харрис приветствовала «смелость» протестов с женским лицом и заявила, что США будет добиваться исключения Ирана из Комиссии ООН по положению женщин.
«Своим отрицанием прав женщин и жестоким преследованием собственного народа Иран продемонстрировал, что не соответствует статусу страны, которая может работать в этой комиссии», — заявила Харрис.