Ведущие экономисты утверждают, что сегодняшняя «ценность» рубля и его мировая «недооцененность», стали следствием множества «политических факторов». Однако эти факторы сам Кремль и создаёт. Путин решительно отвергает не только демократизацию и экономическую либерализацию, но и любые попытки модернизации.
Перемены в российской экономике стали следствием развития событий в РФ после аннексии Крыма семь лет назад. Западные санкции, введённые в ответ на этот шаг, постепенно ослабляют экономику России. Как известно, для поддержания авторитарного режима требуется государственное вмешательство в экономику — такой подход почти неизбежно заканчивается попытками регулировать цены, что сегодня в России и происходит.
В современной России экономическая политика становится всё более примитивной: собрать деньги с налогоплательщиков и потратить их, например, на правоохранительные органы. Это значит могущество спецслужб и ОМОНа. Это значит судьи, подписывающих выносящие удобные властям приговоры. И это значит огромная бюрократическая машина с миллионами работников, которые бездумно вторят линии Кремля.
С тех пор как между Россией и Украиной создалась напряженная обстановка, частные и иностранные инвесторы теряют к РФ интерес или не могут вести бизнес из-за санкций. Темпы роста экономики почти на нуле, а реальные доходы с 2014 года упали на 10,6%. Российские власти сообщили о спаде ВВП на 3,1% в 2020 году. Если измерять российский ВВП в долларах США, то в 2020 году он стал на 10% меньше, чем в 2019-м.
Впрочем, страдает не только экономика. Судебная система России утратила авторитет и доверие. Университеты теряют интеллектуальную силу, поскольку преподаватели вынуждены помалкивать, а студентов-активистов исключают из вузов. Даже качество государственной бюрократии снижается. Если министерство иностранных дел не способно вести продуктивные переговоры с Западом, что в этом хорошего?