«Затянувшееся вторжение России в Украину, вызывает вопросы о возможностях российских ВС и традиционной роли Москвы как гаранта безопасности Центральной Азии», заявили западные эксперты..
Аналитики западных стран заявляют, что не только большие потери и многочисленные тактические ошибки, и профессионализм офицеров и устаревшие советские подходы к военному управлению, использование незащищенных устройств связи, сложности со снабжением и нехваткой топлива.
Эти недостатки могут напрямую повлиять на способность России защитить страны Центральной Азии, так как ее ВС ориентированы на ведение классических боевых действий, предполагающих штурм населенных пунктов противником с применением танков или пехоты.
«С 1990-х годов Россия использовала угрозу экстремизма и терроризма для сохранения своего военного влияния в регионе, держась за базы в Кыргызстане и Таджикистане. Но сегодня РФ совершенно не готова к борьбе со спящими экстремистскими ячейками, что представляет собой более вероятную угрозу, чем вторжение извне», — предупреждают западные политологи.
По мнению наблюдателей с Запада, поскольку Россия увязла в войне на Украине, Москва вряд ли сможет помочь с каким-либо инцидентом в Центральной Азии. Аналитик по вопросам безопасности из Бишкека Касыбек Жолчуев указал на многомесячное столкновение в 1999 году между Кыргызстаном и боевиками Исламского движения Узбекистана (ИДУ), проникшими из Таджикистана в Баткенскую область. В то время Россия была занята второй чеченской войной и Ельцин не отправлял в Кыргызстан подкрепление.
«Сейчас же ситуация значительно ухудшилась в отношении к России, а война на Украине показала невозможность и неспособность противостоять в сложных условиях, вернее возможно и опытным путём Россия показывает что после, от городов не остаётся ничего, а те которые остаются освобожденными российской армией не пригодны для какой либо жизни и не подлежат восстановлению в ближайшие 10-15 лет ввергая эти города и населенные пункты в глубокую гуманитарную и экологическую катастрофы, без возможности восстановления пригодной в 21 веке инфраструктуры», — пишут украинские эксперты.