Впервые с апреля 2018 года курс доллара на торгах Московской биржи опустился ниже 60 рублей, сделав рубль в самой «эффективной» валютой мира в этом году. Однако эксперты говорят, что это ралли не заслуживает доверия.
О причинах феномена «укрепления» рубля, последствиях для граждан РФ и о том, что ему положит конец, рассказали экономист Валерий Кизилов и директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
«Обычному человеку доллар в Москве можно купить не дешевле чем по 69-70 рублей, а не по 60. Это первое. Причем вы купите не доллары вообще, а «внутрироссийские доллары», которые не на 100% пригодны для операций в мире. Их могут не принять на счет в западном банке, например. Это второе. И купить на эти доллары что-нибудь импортное для использования в России стало гораздо труднее. Это третье. Сбережения в долларах по-прежнему осмысленны, но в условиях шока большинство людей не сберегают, а проедают запасы и пытаются занять. Это четвертое.
Наконец, есть и административное принуждение экспортеров к продаже валюты. Все это вместе и создает наблюдаемый эффект (до тех пор пока российское топливо дорого, а иностранные потребители за него исправно платят).
Скорее всего, нынешняя ситуация закончится, когда увеличат экспорт другие производители, как уже не раз бывало, или когда импортеры всерьез откажутся от российского сырья, к чему они идут постепенно. Еще можно представить, что западными правительствами будет создан закупочный картель-монополист, который продавит цены вниз», — рассказал Кизилов.
Василий Солодков считает, что «укрепление» рубля происходит по нескольким причинам.
«Во-первых, введена обязательная продажа экспортерами 80% валютной выручки и действуют ограничения на покупку валюты, прежде всего наличной. Есть также ограничения на перевод валюты за рубеж, то есть нерезиденты не могут получать доходы по тем ценным бумагам, которые они имели.
Во-вторых, в России катастрофически падает импорт по разным причинам, в частности из-за санкций, введенных после вторжения в Украину.
И последнее: если раньше люди планировали отпуска и куда-то уезжали, то сейчас это сложно. Летать по факту можно в очень ограниченное количество стран, основные туристические хабы сейчас — это Турция и Дубай. При этом кратно увеличились цены на авиабилеты, и поэтому граждане планируют отпуска внутри РФ, не создавая спрос на валюту», — рассказал Солодков.
Низкий курс рубля отражает лишь то, что в России сейчас нет нормальной рыночной экономики со свободным спросом и предложением.
«Что делать обычным людям, у которых осталась валюта, — непонятно. Страшно и там, и сям. Можно держать ее на счете, но снять до 9 сентября получится всего $10 тысяч по тому курсу, который похож на биржевой. В России валюта всегда использовалась как спасение от падения курса рубля и защита от инфляции. Но сейчас инфляция по доллару и евро приближается к 10%, чего не было уже десятилетия. Грубо говоря, за десять лет сумма по итоговой инфляции сокращается в два раза при прочих равных условиях.
Использовать накопленную валюту в зарубежной поездке тоже непросто, поскольку для оплаты многих услуг нужна кредитная карта понятной платежной системы. Вы будете ходить с мешком денег и не будете знать, куда его пристроить.
С другой стороны, «сидеть в рублях» тоже рискованно. В России уже инфляция 17%. Она и дальше будет расти, что развернет курс рубля, а также будут введены валютные ограничения: то есть у вас валюта на счетах есть, но вы ее сможете снимать в рублях только по курсу, который вам установят. С такой ситуацией российская экономика никогда не сталкивалась, и куда эта кривая приведет — бог его знает», — заявил эксперт.