Эксперты: причиной рекордного роста цен на бензин стал серый экспорт нефтепродуктов

Рекордный рост цен на бензин и общий дефицит топлива зафиксированы в Астраханской, Саратовской, Рязанской, Ростовской, Новосибирской, Волгоградской области, Хабаровском крае, Калмыкии и Башкирии. Эксперты связали это с тем, что продажи нефтепродуктов за рубеж стали выгоднее поставок на внутренний рынок, из-за чего вырос и официальный, и серый экспорт.

На этой неделе биржевая стоимость бензина марки АИ‐95 поднялась выше 76 тысяч рублей за тонну и обновила исторический максимум. Бензин марки АИ-92 подорожал до 65, 4 тысячи рублей за тонну, мазут вырос в цене до 35, 2 тысячи рублей. Потребительские цены на бензин и дизельное топливо выросли не так сильно, но все равно ощутимо: по данным Росстата — на 7, 3% и 4, 2% соответственно с начала года. Это выше официальной инфляции с начала года (3, 65%). Активнее всего цены росли летом. Если в начале июня литр АИ-95 стоил на заправках в среднем 52 рубля, то к концу августа — 55 рублей. Оптовые цены на бирже растут и в сентябре, указывают специалисты. Цены на АИ-95 достигли 5 сентября 56, 7 рублей за литр, тогда как в конце июня этот вид топлива продавался в среднем по 51 рублю по стране. С тех пор рост составил уже 11%.

Эксперты отмечают: «цены на топливо растут, несмотря на то, что в стране производятся достаточные объемы бензина, а дизельного топлива — в разы больше потребления. Как следствие, на бирже сформировался дисбаланс спроса и предложения».

Известно, что с 1 сентября российское правительство изменило порядок выплат, которые покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. Именно после этого поставки на внутренний рынок оказались невыгодными.

Минэнерго внесло в администрацию президента и правительства законопроект о запрете серого экспорта нефтепродуктов. Несмотря на то, что в ведомстве настаивают на том, что причиной дефицита топлива стала практика закупки его на бирже по внутренним ценам для последующей перепродажи за рубеж значительно дороже, российское правительство предпринимать экстренные меры не спешит.