Как COVID-19 убивает рейтинги мировых лидеров

Многие политические лидеры столкнулись с тем, что их популярность во время пандемии Covid-19 резко выросла. Двумя большими исключениями стали президент США Трамп, рейтинги которого в опросах общественного мнения значительно сократились в последние недели, и российский правитель Владимир Путин, который недавно зафиксировал самый низкий рейтинг одобрения с сентября 1999 года. Конечно, политика США и политика России существенно различаются. Но в управлении кризисом в области здравоохранения эти два больших политических неудачника пандемии совершают одни и те же ошибки.

Как и президент США, Путин является искусным тактиком, но сначала преуменьшал угрозу нового коронавируса, посчитав, что перекрыв границу России с Китаем, он сохранит ее безопасность. Covid-19 действительно начал свирепствовать в России позже, чем в других странах. Еще в середине апреля он утверждал, что ситуация под контролем. Но, когда в Москве и Петербурге начался всплеск заболевания, Путин вместо конкретных действий отреагировал на это активной пиар-акцией, почти каждый вечер появляясь на телевидении.

Продолжая аналогии, Путин как и Трамп делегировал ответственность за карантин и лечение региональным губернаторам России. Но, если в США, по крайней мере, есть много способных губернаторов штатов, которые частично компенсировали неудачные действия Трампа, то их российские коллеги, в основном чьи-то ставленники, которым не хватает ни ресурсов, ни навыков для борьбы с коронавирусом. Поэтому чуда от губернаторов ждать не стоит, у населения скорее сложится впечатление о слабом государственном руководстве, на которое наложится и глубокое недоверие к власти и озлобленность в связи с недостаточной государственной поддержкой.

Судя по тому, Путин без колебаний передал губернаторам регионов полномочия по принятию эпидемиологических мер, складывается впечатление, будто он боится, что население возложит ответственность за ограничения лично на него. Но подобный федерализм, хоть и удобен для Кремля, не вписывается в российскую политическую систему, полностью ориентированную на главу государства.

Российская экономика трещит по швам, по оценкам МВФ, российская экономика в этом году сократится на 5,5%, война за объемы добычи нефти с Саудовской Аравией привела к снижению цен до исторических минимумов. И именно сейчас, на пике эпидемии, не смотря на то, что в понедельник в России было зарегистрировано 11 656 новых случаев заболевания, власть в России пытается снять ограничения, показывая россиянам, что пора возвращаться на работу. Такой стратегии не следует ни одна другая страна Европы. Повсюду действует правило, согласно которому ограничения в общественной и экономической жизни ослабляются только после значительного выравнивания кривой заражения.

В дополнение к падению рейтинга доверия в опросах, Путин столкнулся с двумя большими проблемами — перенос референдума, который бы ратифицировал конституционные изменения, позволяющие ему оставаться у власти до 2036 года и отмена столь ожидаемого празднования победы СССР над нацистской Германией, которое должны были посетить такие мировые лидеры, как китайский лидер Си Цзиньпин и глава Франции Эммануэль Макрон.

Непосредственная угроза власти Путина отсутствует, однако в сегодняшней ситуации его поддержка среди населения почти неизбежно продолжит разрушаться. Кроме того, на фоне того, как правление российского лидера пробуксовывает, нетерпеливые и разочарованные олигархи захотят большего права голоса в управлении страной. До этого, договор российского бизнеса с Путиным состоял в том, что они помогают укреплять и поддерживать экономику на должном уровне, в получив в ответ гарантированный выход на мировой уровень.

Почувствовав политическую стагнацию и отсутствие у Кремля плана борьбы с пандемией, «безжалостная» бизнес-элита страны бросилась помогать российским гражданам выйти из кризиса. Сейчас они вкладывают миллионы долларов собственных средств в укрепление городов, в которых у них есть заводы. Часто они являются единственным работодателем, и это обеспечивает им безграничное политическое влияние на местах.

К сожалению, с четвертью миллиона заболевших Россия занимает среди европейских стран печальное первое место. И пока нет никаких признаков того, что в России скоро установят контроль над вирусом. Принимаемые меры кажутся противоречивыми и не дают видимого результата. Запущенная служба здравоохранения уже едва справляется. Вирус охватывает большие и малые города по всей Российской федерации, внедряясь в те места, где здравоохранение особенно нестабильно. Число погибших невелико, но западные эксперты и критически настроенные российские врачи утверждают, что правительство занижает отчетность.

Все говорит о том, что Россия, скорее всего, находится на ранних стадиях пандемии.