То, что позиция России в отношении стран Центральной Азии останется имперской, придерживающейся тактики вмешательства в дела других государств хорошо видно на примере недавних событий в Кыргызстане.
Россия играла во внутреннем кыргызстанском конфликте активную роль и манипулировала ситуацией в свою пользу. Так, Путин лично пытался погасить конфликт между действующим президентом Киргизии Сооронбаем Жээнбековым и бывшим президентом Алмазбеком Атамбаевым. Понимая, что они не могут между собой договориться, Путин сначала переговорил с действующим президентом, где было высказано пожелание найти консенсус и обещана поддержка. Во время встречи с Атамбаевым Путин дал четко понять, что нужно консолидироваться вокруг действующего президента и не провоцировать внутриполитические потрясения. Но Атамбаев извратил слова „старшего брата” и дал понять, что тоже получил поддержку от Москвы на какие-то шаги или на признание незаконными шагов действующей власти. В Кыргызстане к этому отнеслись как к активному вмешательству со стороны России, потому что Атамбаев вылетел в Москву на российском военном самолете с российской военной базы „Кант” и все расходы несла российская сторона (стоимость полета составила порядка 100 тысяч евро). Дальнейшее развитие ситуации всем известно. Алмазбек Атамбаев находится под стражей, ему вменяют особо тяжкие преступления — коррупцию, применение насилия против представителей власти, организацию массовых беспорядков, убийство, покушение на убийство, убийство сотрудника правоохранительных органов, организацию захвата заложников и попытку госпереворота.
Это довольно ярким образом охарактеризовало ситуацию во властных кругах самой России, а имидж Кремля и лично Путина, безусловно, понес урон. Ведь Алмазбек Атамбаев всегда воспринимался как в самом Кыргызстане, так и за его пределами как публичный адвокат Владимира Путина и российской политики. Напомним, что Алмазбек Атамбаев был одним из лидеров протестов 2010 года и пришел к власти в результате революции, когда 7 апреля 2010 года протестующие против тогдашнего президента Курманбека Бакиева начали штурм Дома правительства. По демонстрантам стреляли снайперы — погибли 86 человек. Но в итоге противники Бакиева захватили Белый дом, президент бежал сначала на юг страны, а затем покинул Кыргызстан, фактически передав власть Атамбаеву и его приверженцам. Версия, что революцию 2010 года в Кыргызстане устроила Россия в отместку за непослушание Бакиева, упорно ходят в республике до сих пор. Сторонники этой версии напоминают, что в 2009 году Курманбек Бакиев получил от России 300 миллионов долларов кредита и пообещал закрыть американскую военную базу в аэропорту «Манас» под Бишкеком. Но позже США согласились платить за аренду в три раза больше — до 60 миллионов долларов. США и Кыргызстан подписали соглашение о закрытии базы «Манас», но на ее месте учредили американский Центр транзитных перевозок НАТО, также называемый в народе американской базой. Поступок Бакиева вызвал раздражение в Москве и реакция властей РФ по смене власти в Бишкеке была показательной демонстрацией силы. Лишив медиаподдержки Курманбека Бакиева Россия негласно помогала революции. Лидер пришедшей к власти оппозиции и будущая президент переходного периода Роза Отунбаева провела первые переговоры именно с Путиным. Как раз при революционных лидерах — при президентстве Алмазбека Атамбаева в 2014 году американскую базу полностью закрыли. А уже через неделю после смены власти Россия предоставила Кыргызстану помощь в 50 миллионов долларов.
В благодарность за поддержку Атамбаев всегда действовал в фарватере российской политики. Например, он критиковал турецкое правительство, когда в 2015 году турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24 за нарушение воздушного пространства страны. Поддержку Владимиру Путину Атамбаев выражал не только на словах. При его поддержке в 2014 году российский «Газпром» купил государственную компанию «Кыргызгаз», а с ней — все газопроводы, газораспределительные сети и газовые хранилища. За покупку российская монополия заплатила 1 доллар США. В результате, Кыргызстан стал полностью зависим от российских поставок и не может брать газ из альтернативных источников, например, из Туркменистана.
Поэтому, непослушание Атамбаева, его попытки удержаться у власти против воли Кремля довольно сильно ударило по позициям Путина как в России та и за ее пределами. Получается, что в самых близких союзных странах она не может обеспечить бескровный приход к власти вменяемых политиков.
О тотальном влиянии РФ на среднеазиатскую республику открыто говорят политики, журналисты и общественники мировых держав. Проявления сильного российского влияния мы наблюдаем в Кыргызстане повсеместно. И не только в том, что в КР распространен русский язык, а русскоязычное школьное образование преобладает над образованием на киргизском.
В столице независимого Кыргызстана, Бишкеке, прямо напротив Дома правительства — памятник Ленину. В центре города — филиал российского государственного агентства «Спутник». В магазине — реклама алтайского плавленного сыра. В 2011 году кыргызские власти назвали именем Путина безымянную вершину высотой 4446 метров, Кыргызско-российский славянский университет Бишкека носит имя первого президента России Бориса Ельцина.
Пророссийские силы преобладают и в Жогорку Кенеше — кыргызском парламенте. При их лоббировании в 2015 году, опять же по решению Кремля, Кыргызстан стал членом Евразийского экономического союза. Присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу депутаты также одобрили без острой дискуссии. А потом, абсолютно «случайно» российский концерн «Вега», подразделение госкорпорации «Ростех» и производитель систем разведки, выиграл тендер на установку видеокамер на дорогах Бишкека и междугородних трассах.
При этом, системные реформы, которые бы позволили порвать с советской системой, так и не были проведены, в том числе и реформа силовых структур.
И если до 2005 года в стране было сильное гражданское общество, то после того, как Кыргызстан присоединился к Таможенному союзу, где ключевую роль играла Россия, и к ЕАЭС, этой авторитарной сети, в стране начали действовать коррупционные схемы. По версии Transparency International, в главном рейтинге Corruption Perception Index, оценивающем восприятие коррупции в мире, Кыргызстан оказался на 132 месте из 176 стран. За всю историю в этом рейтинге (Кыргызстан в нем с 2003 года) страна не выбиралась из числа 25% худших стран.