Последние несколько лет в России неуклонно растет количество государственных СМИ. Предположительно, растет и количество независимых издательств, которым отказали в регистрации. Согласно неофициальной информации, полученной из неподтвержденных источников, сегодня примерно за каждым шестым из ныне действующих СМИ стоит власть.
В связи с этим процент государственных среди всех зарегистрированных СМИ неуклонно растет несмотря на пандемию и финансовый кризис. Например, из 3700 изданий, получивших регистрацию в 2019 году, каждое третье зарегистрировано тем или иным госучреждением. В 2020 и 2021 году —их стало больше четверти.
Чемпионами по «огосударствлению» СМИ стали национальные республики. Первое место заняла Чечня — из 38 зарегистрированных СМИ 28 (или 73,68%) учреждены административными структурами. Второе — Кабардино-Балкария (67,86%), а на третьем расположилась Адыгея (63,64%).
По количеству СМИ, хозяевами которых, по мнению западных экспертов, являются госорганизации, на первое место вышли Москва и Подмосковье (по региону распространения) — 367 СМИ из ныне действующих, это 19% от общего числа московских СМИ. На второе — Санкт-Петербург и Ленобласть с 302 госСМИ (13% от всех местных СМИ). На третье — Башкирия со 155 СМИ (47%), на четвертое — Татарстан со 146 СМИ (39%), замыкает пятерку лидеров Тюменская область со 134 СМИ (27% от всех имеющих лицензию тюменских СМИ).
В некоторых российских регионах государственные СМИ соединяют в холдинги. Так, например, поступили в Татарстане, где акционерное общество «Татмедиа», которое является собственностью республики, учредило 259 различных изданий (это 77,3% от всего количества изданий, которые официально относятся к государственным). В соответствии с контрактом с республиканским агентством по печати «Татмедиа», оно производит передачи и ролики для местного телевидения и газет. До 2021 года холдинг получал на эти цели от правительства ежегодно сотни миллионов рублей.
Регионы, с минимальным участием государства в СМИ — Ивановская (8,51%), Оренбургская (9,38%) и Орловская области (10,53%).
Но западные эксперты считают, что и в этих регионах местные власти обладают массой рычагов давления на условно независимые СМИ, и один из главных — это государственные контракты на информационное освещение работы региональных администраций.
«Основной инструмент влияния (если это не банальное владение) — раздача контрактов на медиаобслуживание. На это выделяются довольно крупные суммы, которые расходятся по “своим” СМИ, а остальные не удел», — говорит Алексей Максимук, главный редактор ростовского издания «Тютина».
Общественно-политических СМИ, критикующих власти, в Росси с каждым годом остается все меньше. Например, в 2019 году Роскомнадзор отказал в регистрации СМИ представителям Алексея Навального, Дмитрия Гудкова и «Открытым медиа».
Совершенно понятно, что со временем безлицензионных СМИ будет становиться все больше. Но как показывает опыт последних лет, в особенности последнего месяца (объявление иностранными агентами ряда зарубежных СМИ, «Медузы» и «VTimes», обыски у журналистов «Важных историй» и «Проекта»), давление, оказываемое Москвой на иностранные или негосударственные медиа, в независимости от того, есть у них лицензия или нет, будет продолжаться.