В современной России, как в любом неофеодальном государстве, для того, чтоб защитить свой бизнес нужно иметь собственную армию. У Кадырова есть чеченцы, у Пригожина – вагнеровцы, у Шойгу — «Патриот», у Газпрома появился собственный «Поток».
Официально «Поток» — это «частная охранная организаци», которая занимается «физической защитой принадлежащих компании объектов топливно-энергетического комплекса». Однако, по словам украинской разведки и Евгения Пригожина, ЧВК «Поток» воюет в Украине.
Пригожин утверждает, что бойцы «Потока» лично жаловались ему на проблемы со связью, оружием, обмундированием. Некоторые утверждают, что когда подписывали контракт, то думали, что идут не на войну, а «охранять завод в Луганске». При этом зарплаты в «Потоке» выше, чем в Вагнере. Пригожин уверен, если столько же будут платить в других ЧВК, то «страна треснет».
По информации Института изучения войны (ISW), в России также появилась ЧВК имени «Александра Невского». В свою очередь батальон «Поток», как сообщается, подчиняется ЧВК «Редут» Министерства обороны РФ. Помимо «Потока» государственная энергетическая компания «Газпром» владеет как минимум еще двумя подразделениями «Факел» и «Пламя», которые были переданы под контроль Министерству обороны в качестве аналогов боевых армейских резервов страны (БАРС).
Подробности о новых ЧВК раскрыл на допросе пленный россиянин Александр Ткаченко. Об этом пишет правозащитный проект «Русь сидящая» без указания источника информации. Мужчина рассказывает, что работал старшим охранником в «Газпроме» и так попал на войну в Украину.
Эксперты не исключают, что «Газпром» создал «Поток» самостоятельно, а та самая компания, которую поручило создать правительство, действительно занимается охраной скважин и НПЗ. Однако суть от этого не меняется — одна из крупнейших российских государственных компаний теперь принимает участие в войне. А Россия превратилась в страну, раздираемую бандитскими группировками. Именно такое наследие решил оставить будущим поколениям Владимир Путин.