Культурные ценности – в цепких руках Кремля

В конце Второй мировой войны, из Австрии и Германии в Москву вагонами вывозились предметы искусства. Тенденция возврата бывшими советскими республиками трофейных произведения искусства, которые были вывезены в Советский Союз в годы Второй мировой войны набирает обороты. Украина передала Нидерландам трофейные картины из коллекции короля, Армения и Грузия тоже возвратила культурные ценности в Европу, в частности в Германию.

Впрочем, это не касается самой крупной из прежних советских республик — Российской Федерации. Россия, которая с завидной регулярностью говорит, что является жертвой двойных стандартов, с большим удовольствием пользуется этим приемом, когда речь идет о ее собственных интересах.  Вопреки международному праву Москва выдвигает претензии, расценивая культурные ценности как компенсацию.

Несмотря на то, что в 1998 году в России был принят закон о реституции, в 2004 году Москва отказалась возвращать Австрии похищенные во время войны культурные ценности, в частности документы Панъевропейского союза и различных масонских лож, 570 персидских папирусов из Австрийской национальной библиотеки, в которых рассказывается о завоевании Египта в начале VII века и 860 томов из библиотеки фонда Эстерхази.

Москва не планирует возвращать перемещенные ценности

Сегодня никто не может сказать, когда в Германию снова будет возвращено 4,6 млн. книг, 174 тыс. архивных единиц и более 1 млн. произведений искусства. Позиции сторон по этому вопросу настолько ужесточились, что не возвращаются даже те культурные ценности, которые не являются российскими трофейными ценностями. Это касается и так называемой Балдинской коллекции из Бремена, и архива министра иностранных дел Германии Вальтера Ратенау. Когда в 2003 году бывший министр культуры Михаил Швыдкой захотел передать Балдинскую коллекцию немецкой стороне, Госдума ему воспрепятствовала.

А уже в январе 2020 года официальный Кремль в лице и.о. министра культуры РФ Владимир Мединский заявил об отказе России возвращать Польше шедевры искусства, которые в свое время были «реквизированы НКВД» и перешли Советскому Союзу.  Он назвал польские шедевры (среди них такие картины, как «Мадонна Глоговская», «Девочка с голубем», «Птичий двор» и «Лесной пейзаж») достоянием мировой культуры и собственностью России — «Перемещенные в осуществление компенсаторной реституции культурные ценности являются достоянием Российской Федерации. Эти ценности и сегодня остаются достоянием мировой культуры, но только Российское государство, как собственник, имеет право ими распоряжаться.

Президент Владимир Путин на последних выборах обеспечил себе монополию власти в России. Таким образом, в конечном счете решать судьбу трофейных ценностей будет именно он.

Особо удручающее положение с сохранением исторических ценностей и памятников старины сложилось на оккупированном Россией Крыму. После незаконной оккупации Крыма РФ не только незаконно себе присвоила все памятки культуры, но вывозит в санкт-петербургский музей «Эрмитаж» коллекции из Крыма, в том числе, уникальные объекты из Национального заповедника «Херсонес Таврический», из Судака и из Центрального музея Тавриды в Симферополе. Россия целенаправленно разрушает историко-культурные ценности на полуострове, пытаясь их заменить памятниками тиранам или «вежливым людям», вводя таким образом, свою колониальную идеологию на оккупированных территориях. Например, в Ливадии установили памятник “Большой тройке” во главе со Сталиным, а в Симферополе поставили монумент «зеленым человечкам». Также в городе установили монумент Екатерины Второй, которая в 1783 году впервые аннексировала Крым. Недаром, идеолог нацизма Розенберг заявил, что достаточно уничтожить памятники народа, чтобы он во втором поколении перестал существовать как нация.

Российские власти не церемонятся с историческими ценностями – только строительство трассы «Керчь-Севастополь», по оценкам специалистов, привело к уничтожению более 90 памятников археологии.

В 2020 на территории АРК Россия планирует реализацию еще 64 строительных проекта, а значит десятки памятников археологии окажутся  под угрозой исчезновения.

К сожалению, последствия потерь культурных ценностей на территории Крыма непоправимы и не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых произведений искусства.