Кыргызстан выиграл дело у сотового оператора “Мегаком” 

Кыргызская Республика выиграла дело сотового оператора “Мегаком” на сумму более 300 млн.$ в международном арбитражном суде в г. Лондон, Великобритания.

С июля 2017 года компания “Penwell Business Limited” («Пенвелл Лимитед»), зарегистрированная на Британских Виргинских островах, вела арбитражное разбирательство против Кыргызской Республики в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, требуя выплаты компенсации в размере 298 млн.долларов США.

8 октября 2021 года состав арбитража вынес Арбитражное решение, требования Истца о компенсации в размере 298 миллионов долларов США были отклонены Составом арбитров в полном объеме.

5 ноября 2021 года истек срок для подачи ходатайства в Высокий суд Лондона для отмены арбитражного решения, и таким образом можно официально подтвердить, что кыргызская сторона окончательно выиграла данный спор на сумму почти 300 млн.долларов США.

Состав трибунала постановил то, что требования Истца являются неприемлемыми потому что Истец заполучил свои инвестиции в Кыргызской Республике посредством коррупции.

Они обозначили, что приобретение «Пенвеллом» компании «БиМоКом» в октябре 2005 года, с последующей продажей 49% доли этой компании в пользу компании «Форнтек», контролируемой в то время г-ном Алексеем Елисеевым, свидетельствует о том, что инвестиции «Пенвелл» в Кыргызской Республике были получены посредством коррупционных практик. Также было обозначено, что в 2010г., «Пенвелл» пытался восстановить контроль над своим бизнесом с помощью коррупционных практик, прибегая к подкупу судей и прокурорских работников в интересах компании «Пенвелл».

Кабинет министров КР провел соответствующий анализ истории, причин, содержания и итогов арбитражного процесса, а со стороны Министерства юстиции Кыргызской Республики инициирован комплекс мероприятий для повышения защищенности интересов государства в международных арбитражных делах, в т.ч. через:

¾    совершенствование инвестиционного законодательства, с акцентом на усиление юрисдикционного иммунитета государства;

¾    внедрение инструментов по оценке качества услуг местных или международных юристов, и мониторинга уровня расходов;

¾    развитие местного пула экспертов по арбитражным вопросам для работы с международными юристами;

¾    анализ и разъяснительная работа с госслужащими в группах риска, действия которых имеют потенциал для арбитражных споров.