«Гастарбайтерам», как называют трудовых мигрантов в России, традиционно приходилось нелегко. Некоторые местные часто смотрят на них свысока, бывают случаи откровенного расизма. Но, внезапно россияне начали ценить своих трудовых мигрантов из Центральной Азии, а некоторые профессии наконец-то получили настоящее «признание». Это, в большей степени сарказм, т.к. только из-за карантина, большинство из них получило работу в Москве в качестве курьеров по доставке покупателям еды из ресторанов и продуктов питания из супермаркетов.
Это тяжелая, малооплачиваемая работа, по 14, а иногда по 20 часов, на которую не хотят идти москвичи. Но у мигрантов нет другого выбора, сложная экономическая ситуация сложилась и на их родине. Для многих молодых людей есть только одна возможность заработать деньги — стать «гастарбайтером» в России. Поэтому, они вынуждены выполнять работу, делать которую больше не хочет никто — работают таксистами, уборщиками или как сейчас, доставляют заказы, будучи курьерами.
Большую часть денег они отправляют на родину, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся в родной стране. Эпидемия разрушила эту несправедливую, но устоявшуюся систему. Первыми в российских городах закрылись кафе и рестораны, за ними вскоре последовали строительные площадки, которые закрыты с начала карантина 31 марта. Более 10% москвичей оказались без работы, а для мигрантов картина стала еще более мрачной.
Из-за эпидемии, многие мигранты из Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана одновременно потеряли работу официантов, строителей и таксистов, оказавшись в стране, где они живут без визы, разрешения на временное проживание или вида на жительство, не имея дохода и часто теснясь в случайно найденном жилье. Ведь, не секрет, что все более ужесточившийся закон о миграции вынуждает почти половину из около 10 млн. рабочих-мигрантов находиться на нелегальном положении. Лишившись дохода, они потеряли свои квартиры и теперь выживают за счет скудных сбережений и щедрости организаций по оказанию помощи мигрантам.
После закрытия границ и отмены международных рейсов, бездомные и не имеющие дохода иммигранты из Центральной Азии оказались в России в ловушке и не могут вернуться домой.
Пока в разгаре коронакризис и в онлайн-торговле сейчас фиксируются рекордные обороты, работа курьеров остается востребованной. Но это пока…
Плохо информированные, вынужденные жить в скученности и тесноте, не имеющие денег, чтобы обзавестись масками, перчатками и водно-спиртовым гелем, трудовые мигранты из Центральной Азии стали в России наиболее уязвимыми для коронавируса — если один из них заболеет, то заразятся и все остальные. Самое страшное, что боясь быть выброшенными на улицу, зараженные люди чаще всего скрывают свои симптомы от владельца жилья и соседей по комнате. Идти в больницу они тоже боятся, так как их могут арестовать за нелегальное положение.
Столкнувшись с риском социального взрыва, несмотря на противодействие наиболее консервативных кругов, российские власти недавно пошли на беспрецедентное временное ослабление законодательства, чтобы вывести гастербайтеров из принудительного подполья. Мораторий на арест и высылку нелегальных мигрантов до 15 августа, автоматическое продление всех действующих видов на жительство, установление административной процедуры, позволяющей мигранту получать вид на жительство и разрешение на работу в течение трех месяцев без задавания каких-либо вопросов о его правовом статусе несколько снизили драматизм ситуации.
Но, как только ситуация с пандемией рано или поздно стабилизируется, отношение к трудовым мигрантам из Центральной Азии в России скорее всего вернется...