С распадом СССР Россия была выброшена историей из чемпионского клуба и оказалась в числе аутсайдеров. Россия не может претендовать на то отношение, на которое мог претендовать СССР. Такое положение вещей амбициозный Путин, похоже воспринимает как личное оскорбление.
Москва всегда пыталась адаптироваться. Провозглашала себя частью Европы. Твердила о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока. Ставила себе задачу догнать Португалию по уровню ВВП. Но затем случились революции в Грузии и на Украине — и у Кремля случился рецидив.
Москва восприняла все происходящее, как вторжение в свою зону влияния. С раздражением обнаружила, что Запад рассматривает бывшие советские республики как суверенные государства. Которые, вдобавок, имеют право на собственное мнение и собственный выбор. 2004-й год стал предтечей 2008-го.
Уже через четыре года Кремль вторгнется в Грузию. Путин прочтет «мюнхенскую речь» и и заявит о двуличии Запада. «Водяное перемирие» первой половины «нулевых» канет в лету. Москва начнет прощупывать границы допустимого и там, где не будет встречать отпор, станет двигаться дальше.
Но, несмотря на геополитические амбиции Путина, Запад упорно отказывался видеть в России СССР. Россия всегда была и остается страной, которая нарушает цивилизованные правила… Брюссель и США считают ее возмутителем мирового спокойствия, наряду с Турцией и Саудовской Аравией.
Крым, Донбасс, Сирия. Скандалы с химическим оружием. Москва ведет себя так, как, с ее точки зрения, должна вести себя суверенная сверхдержава. Она по сей день продолжает нарушать чужие границы и свято стережет свои собственные.
Однако, по степени мощи и устойчивости Россия совсем не Советский Союз, считают западные аналитики.