«Мы все потеряли»: российские магнаты шокированы решением Путина начать войну с Украиной

За два месяца, прошедшие с тех пор, как Россия вторглась в Украину, в единстве молчаливых — и даже уступчивых — представителей российской элиты начали появляться трещины. Некоторые магнаты — особенно из числа тех, кто разбогател до прихода к власти президента Владимира Путина, — заговорили.

Как утверждают несколько российских миллиардеров, давших интервью Washington Post на условиях анонимности, когда Путин вызвал на встречу в Кремль 37 самых богатых бизнесменов России сразу после начала войны 24 февраля, многие из них были подавлены и шокированы.

«Все были в ужасном настроении. Все сидели там раздавленные», — сказал один из участников встречи. Другой собеседник заявил, что «никогда не видел их такими ошеломленными — некоторые из них не могли даже говорить».

«Олигархи сидели «с каменными лицами» и слушали заверения Путина о том, что Россия останется частью мировых рынков. Однако все понимали, что бизнес-империям, которые они строили более 30 лет, пришел конец. «Некоторые из них сказали: „Мы все потеряли“», — отметил один из участников.

По словам источников издания, война в Украине беспокоит не только подсанкционных миллиардеров, но и некоторых высокопоставленных представителей силовиков. В этой связи упоминается глава Минобороны Сергей Шойгу.

Они все хотят нормальной жизни. У них есть дома, дети, внуки. Им не нужна война. Они все не самоубийцы. Все они хотят иметь хорошую жизнь. Они хотят, чтобы у их детей было все и они могли путешествовать по самым красивым местам.

С тех пор Путин начал преследовать тех, кто критикует войну. На совещании с правительством он заявил о «самоочищении общества» и необходимости борьбы с «нацпредателями» и «пятой колонной».

Помимо спешно принятого закона о «фейках» про российскую армию, за нарушение которого могут посадить на 15 лет, администрация президента решила создать систему политруков в российских министерствах и госкомпаниях. Эти люди будут заниматься информационно-политической работой и отчитываться перед Кремлем об «эмоциональном климате и настроении» чиновников.

Собеседник издания считает, что будущие репрессии будут «каннибальскими» по сравнению с «вегетарианским периодом» предыдущих лет.

По данным СМИ, после начала войны многие высокопоставленные чиновники хотели уйти в отставку. Например, такое решение приняла глава Центробанка Эльвира Набиуллина, однако Путин запретил ей покидать свой пост.

«Набиуллина прекрасно понимает, что не может просто так уйти. Иначе это очень плохо для нее кончится», — говорил ранее собеседник Bloomberg. При этом Центробанк попытки Набиуллиной уйти в отставку отрицает.

По словам экономистов, уехать могут только те чиновники, которые не нужны для управления государством и являются аутсайдерами. Бывший владелец банка «Открытие» Вадим Беляев заявил, что «никто не может сказать „Все“ и хлопнуть дверью». Доцент испанского университета IE Максим Миронов отметил, что в отставку не может уйти «ни один министр». «Это похоже на мафию», — пояснил он.

После начала войны Россию покинули несколько олигархов. Среди них — архитектор российской приватизации Анатолий Чубайс. В апреле он оставил пост спецпредставителя президента России по вопросам устойчивого развития и вышел из совета директоров АФК «Система» и «Электрозавода».