Наемники Вагнера как инструмент российской игры в Ливии

ЧВК Вагнера остаются наиболее актуальным инструментом достижения Россией своих стратегических целей в «горячих» точках с минимальными затратами и  риском для российской власти. Прежде всего, это касается Ливии. Отношения между лидером востока Ливии Халифой Хафтаром и Россией становятся все более натянутыми. Проблема старая – Россия продолжая активно вмешиваться в ливийский конфликт, упорно отрицает присутствие в Ливийской республике своих  военизированных формирований (т.н. частной военной компании Вагнера).

Российские власти всегда отрицали свою роль в присутствии российских наемников в Ливии. По официальным данным, ни один боец Вагнера не был убит в Ливии, где у Москвы нет ни посольства, ни консульства. В феврале прошлого года Владимир Путин подтвердил, что Москва не имеет никакого отношения к тем россиянам, которые находятся в стране.

По результатам журналистского расследования корреспондента BBC Russia Ильи Барабанова, хотя Кремль утверждает, что официально  военизированная группировка Вагнера не существует, за 5 лет более 8 тыс. человек прошли через ее ряды. 24 апреля Организация Объединенных Наций в своем докладе Совету Безопасности впервые подтвердила присутствие в Ливии наемников из группы Вагнера. В этом документе число этих бойцов оценивается  в 800-1200. В  феврале 2018 года сирийском  Дейр-эз-Зоре, от американских бомбардировок погибло до 250 человек из ЧВК Вагнера. В Ливии, где с октября 2018 года эти бойцы сражались на стороне «маршала» Халифы Хафтара, также поддерживаемого Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами, они могли потерять несколько человек из своего личного состава. По некоторым данным, в общей сложности в Ливии погибли 35 россиян,  принадлежащих  группе Вагнера.

Все боевые потери вагнеровцев в других странах тщательно маскируются. Вскрытия проводит военно-медицинская лаборатория в Ростове, созданная во время войны в Чечне. Большинство из тех, кто вернулся к гражданской жизни, отказываются давать показания о своей причастности к ЧВК, иначе им откажут в новом контракте с группой  или требуют за это немалую сумму.  

Как бы то ни было, из-за развития событий в ливийском кризисе, военных неудач Хафтара и напряженности в отношениях с его российским союзником, эти наемники вновь оказались в центре внимания.  

Что касается о напряженности между влиятельным деятелем из Восточной Ливии и Россией, то отношения между Халифой Хафтаром и Москвой постепенно ухудшались последние месяцы. Конфликты возникли между командованием Ливийской национальной армии (LNA) во главе с Хафтаром и группой Вагнера, чьи люди были на фронте во время большого наступления, начатого в январе 2019 года против Триполи, места пребывания единственного официально признанного международным сообществом Правительства национального согласия (GNA) Файеза Сарраджа. Кроме неудачного захвата Триполи, Ливийская национальная армия также недавно утратила контроль над несколькими прибрежными городами, что вызвало обвинения со стороны Хафтара в «неэффективности» людей Вагнера, особенно в борьбе с вездесущими беспилотниками сил Правительства национального согласия, которые теперь пользуются поддержкой из Турции.

 

Последней каплей, переполнившей чашу терпения в отношениях между Москвой и Хафтаром, стало то, что 29 апреля он «по просьбе народа» объявил себя единственным главой Ливии, что вызвало возмущение Кремля. Но и до своего «самопровозглашения» во главе страны Хафтар вызывал сильное раздражение Кремля, когда прошлой зимой со скандалом он покинул межливийские переговоры, организованные в Москве. С тех пор, российская дипломатия стремилась подыскать Хавтару альтернативу, в частности, вступив в переговоры с Агилой Салах Исой, президентом Палаты представителей Ливии, базирующейся в Тобруке. 

По мнению политологов, сейчас Кремль не пойдет на открытый разрыв с Хавтаном — уменьшая свою поддержку, ему дают понять, что он не единственный вариант Москвы. И в этом контексте, ЧВК Вагнера остается мощным рычагом давления в руках России, прежде всего против Халифы Хафтара.