Сегодня Жогорку Кенеш заслушал заключение Государственной комиссии по изучению ситуации, сложившейся в селе Кой-Таш Аламединского района Чуйской области 7-8 августа 2019 года.
Госкомиссия была образована распоряжением премьер-министра Абылгазиева 29 августа. Заключение комиссия должна была предоставить к 1 октября, но срок перенесли на 1 ноября. В итоге заключение дошло до общественности и 11 декабря.
Заключение комиссии в Жогорку Кенеше представил почему-то не глава комиссии Жениш Разаков, не его заместитель и депутат Бакытбек Райымкулов. Заключение зачитал член комиссии, депутат Тынчтык Шайназаров.
Структура заключения следующая: предпосылка событий, лишение Атамбаева статуса экс-президента, вызов Атамбаева в качестве свидетеля, действия подразделений МВД и ГКНБ в ходе принудительного привода, действия МВД 8 августа,
Заключение начинается с истории аварии на Бишкекской ТЭЦ в январе 2018 года. Логический смысл этой первой части — к коррупционной системе по модернизации ТЭЦ имеет отношение бывший президент Атамбаев.
Затем начинается глава, в которой изложена хронология митингов Атамбаева в 2019 году. Логический смысл второй части — экс-президент и его сторонники проводили митинги с целью эскалации ситуации в стране, шантажируя власть массовыми беспорядками.
Заканчивается эта глава ссылками на различные посты в соцсетях и Youtube, которые были направлены на разжигание межрегиональной вражды. В частности, в заключении комиссии приводится стенограмма телефонного разговора некоего Фархата Баабиева и некоего Амана с призывами поджигать бизнес и дома жителей другого региона.
Следующая глава — лишение Атамбаева статуса экс-президента и снятие с него неприкосновенности от уголовного преследования.
Это глава заканчивается принятием решения поручить осуществить принудительный привод ГКНБ. Как пояснил глава МВД Кашкар Джунушалиев, «учитывая наличие у Атамбаева огнестрельного оружия и существующей вероятности активного сопротивления, принудительный привод был осуществлен ввиду заявлений Атамбаева и его сторонников, что они будут сопротивляться, в том числе вооруженно, а также для избежания сопротивления между 9-й службой ГКНБ и силами МВД. Руководителем следственной группы было принято решение поручить осуществить принудительный привод ГКНБ», — говорится в заключении.
Теперь о событиях 7 и 8 августа.
«Входные ворота, ведущие в дом Атамбаева, были заблокированы. Оперативные сотрудники ГКНБ, постучавшись, представившись и указав о наличии следственного поручения, попросили открыть ворота. Однако сторонники Атамбаева отказались открыть ворота. Убедившись в невозможности войти через двери и ворота, сотрудники Службы специального назначения «Альфа» приняли решение перепрыгнуть и открыть ворота», — пришло к выводу расследование Госкомиссии по главе с вице-премьер-министром Разаковым. В общем, как только спецназ перепрыгнул через забор, их начали закидывать камнями.
Однако в этом месте Госкомиссия упоминает другую версию со ссылкой на рассказы отдельных сторонников Атамбаева: группа спецназа, перепрыгнув через забор, сразу начала применять спецсредства. Другими словами, госкомисисия не пришла к единому мнению по этому ключевому моменту в Кой-Таше.
Новые детали появились в деле бывшего заместителя министра Курсана Асанова.
Госкомиссия установила, что в 17:00-17:30 глава МВД Джунушалиев поручил ему обеспечить охрану общественного порядка вокруг дома Атамбаева. Глава МВД Джунушалиев вместе с заместителем МВД Орозалиевым прорвались к дому Атамбаева, вошли в дом и предложили ему сдаться.
«Дав время на раздумье и из-за действия примененного газа министр Джунушалиев вместе с Орозалиевым вышли из дома на свежий воздух», говорится в заключении. Тут Асанов самовольно вошел в дом и начал переговоры, поручив снять на видео. Сам Асанов отрицает, что Джунушалиев дал ему поручение стеречь территорию вокруг дома, стояли внутри дома вместе, но признал, что самостоятельно начал переговоры, когда министр вышел из дома.
В итоге Госкомиссия приходит к выводу — рассмотреть вопрос ответственности должностных лиц ГКНБ за недостатки и упущения в работе по пресечению противоправных посягательств на конституционный строй и обеспечению информационной безопасности, а также за ненадлежащее исполнение следственного поручения по осуществлению принудительного привода Атамбаева; должностных лиц МВД за ненадлежащее осуществления руководства при пресечении массовых беспорядков и обеспечении правопорядка в период 7-8 августа.
Это очень размытая формулировка, которая позволяет найти козла отпущения за провал операции по принудительному приводу Атамбаева.
Глава ГКНБ Орозбек Опумбаев сегодня дал новую версию событий 7 августа — по его словам, в этот день он находился на рабочем месте и руководил операцией, хотя 13 августа на пресс-конференции в Бишкеке сказал, что был в отпуске (по его словам, он был на Иссык-Куле). Поменялась и другая версия — 13 августа провал операции от 7 августа Опумбаев объяснил неожиданным жестким сопротивлением со стороны Атамбаева и его сторонников. Теперь Госкомиссия, а их выводы сегодня поддержали правоохранительные органы, сообщает, что решение о направлении вооруженного боевыми патронами спецназа в дом Атамбаева было принято на основании информации о наличии там оружия и планов сопротивляться.
В целом, для сторонников Атамбаева и других критиков действий силовиков в Кой-Таше выводы Госкомиссии были заранее прогнозируемы. Новые подробности, вроде «пришли и постучались в дверь», только усиливают их скептицизм.