Навальный в России – что дальше?

Между россиянином Алексеем Навальным и белорусской Марией Колесниковой есть трагическое сходство, не считая того, что они оба находятся в тюрьме. Их объединяет то, что они практически пошли туда по собственному желанию. В какой-то момент их борьбы за свободу, для одного в России, для другой в Белоруссии, у них остался единственный выбор: изгнание или тюрьма. Они мужественно выбрали второе. Чтобы показать, что они не боятся власти, которая показывает, что боится их.
Напомним, 7 сентября в Минске 38-летнюю музыканта Марию Колесникову, одну из ведущих фигур оппозиции Лукашенко, похитили на улице и бросили в полицейскую машину. Вечером ее вместе с двумя другими оппозиционерами доставили к украинской границе. Когда машина остановилась у пограничного поста, Мария Колесникова выскочила из нее и порвала свой паспорт: без документов ее депортация была невозможна. С тех пор она томится в минской тюрьме.
Алексей Навальный сделал такой же выбор. Пережив попытку отравить его нервно-паралитическим ядом «Новичок», которую большинство европейских правительств приписывают российским спецслужбам, он мог бы остаться в Германии, где его лечили, с женой и двумя детьми. Москва сделала все, чтобы убедить его сделать это, усиливая угрозы в его адрес, если он вернется.
Но, в воскресенье 17 января он буквально бросился в пасть к волку. «Я не боюсь, я знаю, что я прав», — сказал он журналистам в самолете. Он сел в самолет из Берлина в Москву. Ему было ясно, что по прибытии его арестуют и Кремль с высокой долей вероятности закроет его на годы. Не успел он прибыть, как его действительно арестовали. Теперь он российский политзаключенный номер один. Из тюрьмы Навальный призвал своих сторонников выйти на улицы 23 января и смог сказать им: «Не бойтесь».
Ясно, что «процесс» против Навального не имеет ничего общего с законами. Причем, Кремль больше даже не делает вид, что соблюдает какие-либо законы или процедуры. Тем более, что беззаконие теперь закреплено в Конституции РФ, которая подтверждает превосходство внутреннего права над международными стандартами.
Вынесение приговора о задержании на 30 суток состоялось очень быстро, причем не в суде, а в простом отделении полиции, под висящей на стене за спиной подсудимого фотографией Генриха Ягоды, основателя ГУЛАГа, который какое-то время при Сталине руководил Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД). Навального немедленно доставили в камеру тюрьмы «Матросская тишина» в Москве. Известно, что тюрьма находится в ведении Федеральной службы безопасности РФ, той самой, что пыталась отравить Навального. Федеральная служба исполнения наказаний уже обратилась в суд с просьбой заменить 3,5-летний условный приговор, вынесенный в 2013 году (отмененный Европейским судом по правам человека) на реальный. Наверняка, позднее будут придуманы судебные процедуры, чтобы отправить его в тюрьму за пределами Москвы.
И хотя Путин своим поведением демонстрирует, что больше не боится западных санкций, критических комментариев и призывов европейских и американских политиков к дальнейшей изоляции, на самом деле это не так. Для него слишком многое стоит на кону — он знает, что Навальный в состоянии свергнуть его режим.
За грубым противодействием Алексею Навальному скрывается страх Путина потерять авторитет. Однако, вся жесткость государственных репрессий, которую сейчас переживает Навальный, лишь укрепляет его образ оппозиционера. Она закрепляет его роль как главного врага Путина в России и во всем мире. Для Кремля это становится еще большей опасностью, чем все призывы Запада. Если Навальному действительно придется на несколько лет отправиться за решетку, это станет однозначным доказательством того, что Кремль считает его угрозой. Это в свою очередь вызвало бы доверие у скептиков среди российского населения — заключенные традиционно вызывают у россиян симпатию.
Но, даже если Навальный через 30 дней будет выпущен на свободу, стратегия его изматывания будет продолжена — у Кремля достаточно возможностей и дальше отравлять ему жизнь. А значит, давление на Навального и его соратников в Москве и провинции будет нарастать. К тому же, Следственный комитет незадолго до конца года возбудил против Навального новое дело…