Из-за падения курса российского рубля и валютной нестабильности, трудовые мигранты из Кыргызстана уже с начала этого года начали возвращаться домой. Вторая массовая волна возвращения мигрантов началась в феврале-марте — в связи эпидемией коронавируса. Более 60% кыргызстанцев в России остались без работы. Сколько всего мигрантов вернулись в Кыргызстан с начала года, подсчитать затруднительно. Только по официальным данным, с момента закрытия границ в Кыргызстан из России заехало более 6 тысяч мигрантов. Некоторая их часть вернулась спецрейсами уже после закрытия всех границ. Несколько сотен кыргызстанцев в России и Казахстане до сих пор пребывают в режиме ожидания трансфера на родину. Всего, по прогнозам специалистов, ожидается возвращение в страну 100-200 тысяч мигрантов из более 800 тысяч кыргызстанцев, находящихся на заработках за границей, что может привести к росту безработицы. И хотя правительство успокаивает, что на этот случай у них разработан план действий, этому мало кто верит.
Подавляющая часть мигрантов, вернувшихся из-за рубежа ждет открытия границ, чтобы вернуться в те страны, где они раньше работали, но все понимают, что этот процесс может затянуться на неопределенное время и надо искать работу на родине. Но здесь их никто не ждет — в сельском хозяйстве и строительстве работают граждане соседних стран. Нет свободных рабочих мест в таких отраслях в Кыргызстане как сфера услуг, такси.
Пандемия коронавируса в Кыргызстане парализовала малый и средний бизнес, большинство мелких частных предприятий просто закрылось.
А создание дополнительных рабочих мест потребует как времени, так и немалых денег. Для создания новых рабочих мест нужно разрабатывать национальные проекты, в том числе срочно начинать строительство ГЭС, осваивать новые месторождения, наладить переработку сельхозпродуктов. К примеру, соседний Узбекистан для решения таких проблем как безработица выделил $370 млн. У Кыргызстана таких денег нет. Поэтому многие считают, что власти не смогут обеспечить рабочими местами мигрантов, после их возвращения на родину.
Все идет к тому, что Кыргызстан ожидает новая армия безработных, которые остались без работы из-за коронавируса, в дополнение к уже имеющимся 156,3 тысяч. При чем, это официальные данные Национального статистического комитета, по неофициальным данным, численность безработных составляет более полумиллиона человек.
Ситуация с безработицей уже приводит к обострению социально-экономической обстановки в стране, а увеличение карантинных ограничений в период кризиса еще больше усилили протестные настроения.
Власть пока не знает, как с этим бороться и советует мигрантам не возвращаться на родину, а искать работу в России.
Но и России они сейчас не нужны. Граждане Кыргызстана, выехавшие на заработки Россию, среди которых многодетные семьи, матери-одиночки, беременные, оказались в тяжелом положении. Нечем платить за аренду жилья, покупку предметов первой необходимости. Без российского гражданства и без ОМС (обязательное медицинское страхование) трудовых мигрантов даже, инфицированных COVID-19 и тяжелобольных не регистрируют в больницах, а если они обращаются за помощью, за ними никто не приезжает.
Тысячи трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, которые приехали в Россию по безвизовому режиму оказались на неопределенное время запертыми в России в центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), поскольку в условиях закрытия границ из-за пандемии коронавируса их выдворение с территории страны в ближайшее время практически невозможно. Как известно, в российских местах задержания мигрантов люди могут оказаться за целый ряд правонарушений, в том числе незначительных, таких как проблемы с регистрацией по месту жительства или пребывания, просроченный паспорт, пропущенный срок уплаты ежемесячных сборов по патенту или просроченная миграционная карточка, которая оформляется на иностранцам на короткий срок при въезде. Уже после начала эпидемии полиция продолжала задерживать мигрантов по широкому спектру оснований, к которым теперь добавилось нарушение режима самоизоляции.
В некоторых регионах власти в дополнение к режиму самоизоляции и прекращению работы предприятий и организаций вводят пропускной режим на въезд и выезд, что оборачивается для мигрантов резким ростом рисков задержания, с учетом того, что многие не имеют возможности оформить свое временное пребывание в соответствии с российским законодательством.
В результате, как утверждает Human Rights Watch, по всей России более 8 тыс. трудовых мигрантов из стран Центральной Азии фактически оказались в ситуации бессрочного лишения свободы, без полноценной медицинской помощи и соблюдения санитарным норм. Более того, в условиях пандемии, им не обеспечиваются ни меры профилактики, ни индивидуальные средства защиты. Несмотря на протесты международных правозащитных организаций, российские власти продолжают закрывать глаза на судьбу задержанных мигрантов.
И в ближайшее время лучше не станет.