Независимый Кыргызстан — уверенный взгляд в будущее

В последнее время мировая общественность не очень внимательно следит за Кыргызстаном. Страна достаточно редко попадает на страницы мировых СМИ, но если  попадает, то чаще всего иностранные журналисты замечают, что не все так плохо. И Кыргызстан — прекрасная страна, где живут добрые и открытые люди и происходят интересные события. Кыргызстан является знаковым «островком демократии» в Средней Азии.

С 1991 года, после распада СССР, открылась новая страница в многовековой истории Кыргызстана. 31 августа Кыргызстан объявил себя суверенным государством и начался этап реформирования. Прежний тоталитарно-авторитарный режим КПСС был упразднен, активно внедрялись принципы демократического управления, вместо так называемой общенародной собственности (государственной) были внедрены разные формы собственности с приоритетом частной. Плановая экономика заменена рыночной, прежде социально однородное общество резко дифференцировалось. Коммунистическая идеология стала прошлым, коллективистское сознание вытеснилось индивидуалистским. Понятно, что разрыв хозяйственных связей бывшего СССР негативно отразился на социально-экономическом положении республики, но она справилась. В 1993 году в старне вводится национальная валюта, что позволило ей вести самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику. В том же году принимается первая Конституция суверенного Кыргызстана.

В общественно-политическом плане республика приобрела все атрибуты государственности, стала равноправным членом мирового сообщества. Кыргызстан проводит многовекторную политику, с целью обеспечения притока в республику иностранных инвестиций он становится членом Организации Объединенных Наций (ООН), Всемирной Торговой Организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ЮНЕСКО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Исламского Сотрдуничества (ОИС), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), Совета Сотрудничества Тюркоязычных Государств (ССТГ), предпринимает интеграционные шаги в Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, налаживает связи не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья.

Также произошли значительные изменения и в духовной жизни суверенного Кыргызстана, принят ряд законов в сфере образования для адаптации ее к рыночным отношениям. Нынешним руководством страны всячески поддерживается бережное отношение к культурному наследию, в частности, к шедевру устного народного творчества – эпосу «Манас», что имеет огромное значение для духовного возрождения общества.

Успешно преодолены негативные последствия экономического кризиса на деятельности научных учреждений, которые смогли адаптироваться в этих сложных условиях и сконцентрироваться на решении приоритетных направлений развития науки.

Конечно, нерешенные проблемы остались — недоработки рыночных реформ на ранней стадии развития независимого государства привели к высокому дефициту государственного бюджета, еще 10-15 лет назад около половины населения находилось за чертой бедности. Высокая степень коррупции, резкая дифференциация общества, криминализация, авторитаризм власти дважды приводили Кыргызстан к свержению существующего режима власти (24 марта 2005 и 7 апреля 2010 гг.). После переходного Временного правительства в Кыргызстане устанавливается парламентская республика, законодательному собранию Кыргызстана Жогорку Кенешу предоставляются широкие полномочия.

Предыдущий президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев занимал пост президента Кыргызстана с 2011 по 2017 год. За это время он не смог решить ни одну социальную проблему страны. Коррупция, вседозволенность, неподсудность, некомпетентность и безработица выросли до такой степени, что Кыргызстан считался самой бедной страной в Центральной Азии. Правительство практически не проводило тех масштабных реформ, которые, по мнению большинства экспертов, требовались для искоренения коррупции и оживления экономики. Страна затормозила в развитии, но Атамбаев был не в состоянии признать своей очевидной вины в этом. У него во всем превалировало самомнение, ложно понятое сознание своего величия.

Ближе к концу своего срока Атамбаев становился все более нетерпимым к критике. Особенно это ощутили на себе независимые СМИ – подконтрольные Атамбаеву суды наказывали журналистов непосильными штрафами. Он хотел, чтобы все люди в стране думали и действовали как он, но люди думали иначе.

За время своего пребывания в должности президента Атамбаев совершил серию преступлений, в числе которых коррупция, экспроприация и содействие бегству из тюрьмы криминального авторитета Азиза Батукаева. Более того, в Госкомитете нацбезопасности считают, что Алмазбек Атамбаев готовил государственный переворот. 27 июня 2019 года парламент страны лишил его статуса неприкосновенности экс-президента и поручил генеральной прокуратуре возбудить против него уголовные дела. А в ночь с 8 по 9 августа при принудительной его доставке в следственные органы он открыл огонь из армейской винтовки против работников ГКНБ. В результате погиб офицер и несколько человек были ранены. Сейчас по всем этим преступлениям в СИЗО ГКНБ находятся более 20 человек его ставленников, начиная с премьер-министров и заканчивая министрами. И уже можно с уверенностью говорить, как он подвел и свою страну и, в частности, своих односельчан, которые защищая его, избивали солдат, осуществляли захват их оружия…

Характерно, что после ареста Атамбаева политическая и медийная напряженность приверженцев прежней власти мгновенно утихла. Объяняется это достаточно просто —  Атамбаев, чиня произвол за время своего правления, нажил себе так много врагов, что мало кто стремится сейчас встать на его защиту. Стало понятным, что протесты не были отражением настроения тех групп, которые выступают с активной позицией, а стали апробированием в Кыргызстане новой политической технологии по собиранию протестующей толпы. Как инструмент политической мобилизации “активистов” оппозиции активно задействовались кумиры молодежи или знаковые фигуры из той же молодежной среды, социальные сети и популярные мессенджеры.

Когда Кыргызстан только преодолел период политической нестабильности,   активизировались недоброжелатели, которые не оставляют попыток посеять межнациональную рознь среди  жителей  Севера и Юга Кыргызстана. Регионализм как важный организующий принцип национальной политики возник еще во времена СССР, когда  советское правительство пыталось таким образом обеспечить баланс власти между региональными группами. Условной линией политического раскола страны на Север и Юг выступал Ферганский хребет, отделяющий относительно развитую промышленную Север республики от аграрной мало развитой Севера.

Обострение спекуляций на тему “региональных» разногласий” наблюдался, когда градус напряженности, связанный с задержанием Атамбаева и приведший к человеческим жертвам, снизился. Не ощущая поддержки населения и видя, что многие его союзники, в основном северяне, были арестованы по аналогичным обвинениям, Атамбаев попытался использовать региональный фактор. Например, он регулярно сравнивал Жээнбекова с другим южанином, Курманбеком Бакиевым, чей клановый и ненавидимый многими режим был свергнут в результате кровавой революции 2010 года. Атамбаев также обвинил нового президента в том, что он руководит «режимом семейного клана» вместе с другой одиозной фигурой – уроженцем юга Раимбеком Матраимовым. Бывший президент сравнивал обоих с оседлыми деспотами, которые правили могущественным Кокандским ханством, контролировавшим Ферганскую долину (на территории современного Узбекистана) и сопредельные районы в XVIII и XIX веках. В стране, которая гордится своим кочевым наследием, эти слова были равносильны сомнению в кыргызском происхождении нового президента.  Оскорбительная риторика широко распространялась платными онлайн-троллями, финансируемыми амбициозными политиками, в интернете и социальных сетях, и несомненно оказала негативное влияние на ситуацию.

 Именно интернет стал новой площадкой распространения фейковых новостей, именно во всемирной паутине распространяется дезинформация о, якобы, «региональных» разногласиях, делении кыргызстанцев на северных и южных. Так, 15 августа, буквально через несколько дней после задержания Атамбаева на YouTube появилась запись телефонного разговора. В нем мужчина, предполагаемый сторонник бывшего президента, призывал своего собеседника к насилию в отношении уроженцев Оша – крупнейшего города на юге Кыргызстана и оплота политической поддержки Жээнбекова. Аудио неизвестного происхождения, по информации Государственного комитета национальной безопасности, вызвало «волну недовольства среди пользователей социальных сетей», набрав более 100 000 просмотров. Т.е. опасность спровоцировать  большой региональный конфликт на почве межрегиональной вражды сохраняется.  Тем не менее, несмотря на усиление «региональной» риторики в интернете, большинство аналитиков скептически относятся к попыткам “раскручивания” в стране фактора севера и юга. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас в Кыргызстане нет системной оппозиционной силы, а есть отдельные личности (к примеру, Адахан Мадумаров или Азимбек Бекназаров), которые разобщены и расколоты.  Таким образом, формирование нового фронта оппозиции против действующей власти маловероятно. Больше нет воюющих лагерей или заметных лидеров с так называемого севера или юга, способных повлиять на «региональные» настроения своего электората на парламентских выборах, которые состоятся в 2020 году. Рядовым кыргызстанцам давно надоела борьба за власть, они за стабильность в стране и стремятся  заниматься не митингами, а  мирным созидательным трудом. 

А проблем в стране осталось немало. Прежде всего, это минимизация зависимости энергетической отрасли страны от импортных поставок газа и нефтепродуктов из Казахстана, России и Узбекистана. Как известно, территория современного Кыргызстана бедна на углеводородные ресурсы. Вместе с тем, благодаря высокогорному рельефу и советскому промышленному наследию страна располагает большими гидроэнергетическими мощностями. Выработка электроэнергии в стране в 2018 году составила 15 млрд. кВтч, из которых 90% приходилось на гидроэлектростанции, расположенные на юге страны. Поэтому, основной задачей в этой отрасли остается  реализация поэтапной программы по реконструкции  старых энергомощностей (Ат-Башинская ГЭС, Камбаратинская ГЭС-1, Токтогульская ГЭС, Курпсайская ГЭС, Шамалдысайская ГЭС, Учкурганская ГЭС, Ташкумырская ГЭС) и строительство новых ГЭС. Поскольку собственных ресурсов для этой амбициозной цели недостаточно, приходится привлекать иностранных партнёров. В Кыргызстане многое сделано для успешной работы иностранных инвесторов. Здесь есть чем похвастать — на китайские кредиты успешно уже построили электрические подстанции и линии электропередач.

Здесь уместно напомнить об  особом характере взаимоотношений Кыргызстана с США. Напомним, что США были среди первых стран, признавших независимость Кыргызстана. Дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и США были установлены 27 декабря 1991 года. Посольство США в Кыргызстане было открыто 1 февраля 1992 года. В том же году состоялось официальное открытие Посольства Кыргызстана в США. Развитию взаимовыгодных отношений Кыргызстана с США способствовало создание в Конгрессе США парламентской группы «Великий Шелковый Путь», возглавляемой сенатором С.Браунбеков. Группа лоббировала активизацию сотрудничества США с Кыргызстаном, и именно она способствовала отмене в 1998 году поправки «Джексона-Вэника» в отношении Кыргызстана , а также оказала содействие вступлению Кыргызстана в ВТО. Среди стран Центральной Азии, Кыргызстан является получателем самой большой официальной помощи США. За годы независимости Кыргызстана общий объем помощи от США составил порядка 1,5 млрд. долл. США, а стоимость безвозмездно переданного имущества за эти годы составляет более 400 млн. долл. США. В данный момент готовится новое соглашение Кыргызстан – США.  И это серьезный прорыв в преодолении проблемы финансирования национальных энергопроектов. Это подтвердил Президент Республики Сооронбай Жээнбеков, который в октябре посетил реконструкцию крупнейшей в стране Токтогульской ГЭС, которая даёт 40% всей электроэнергии страны. По его словам, ремонт проходит успешно, вместо старого оборудования установлена новая техника. На эти цели до 2023 года  от АБР и ЕАБР будет выделено 320 млн. долларов.

 Таким образом, государство и гражданское общество определилось, по какому пути развивать страну дальше. У республики  есть все возможности стать интеграционной площадкой для всего Центрально-Азиатского региона на фоне улучшению социально-экономической ситуации в стране. И в Кыргыстане есть лидер, который признан населением на всей территории страны и имеет политическую волю реализовать грандиозные замыслы.

Но без консолидации усилий нового руководства страны и рядовых кыргызстанцев удержать позитивную динамику развития страны практически невозможно.

Пришло время оставить в прошлом политические распри, забыть не оправдавших доверие народа политиков, а вспомнить, какие трудности, масовые репрессии и политические репрессии пришлось преодолеть Кыргызстану на его пути к суверинитету и независимости.