Ностальгия как основная надежда Лукашенко

Социально-экономическая стабильность, советская ностальгия и репрессивная политика долгое время были действенным оружием в России и других частях постсоветского пространства. Но в бывшей советской стране, которая больше всего похоже на Россию, в Белоруссии что-то идет не так.

Ожидаемое, несмотря на беспрецедентное протестное движение, «переизбрание» Президентом Белоруссии Александра Лукашенко продемонстрировало всю глубину его непопулярности. Он пытается заблокировать своих оппонентов, но не может поколебать статистику, согласно которой его поддерживают только 3% населения, как показал один опрос общественного мнения до того, как Лукашенко запретил опросы.

Лукашенко находится у власти с 1994 года, поэтому его проблемы нельзя объяснить нехваткой политических навыков. Корни проблемы Лукашенко гораздо глубже. Легко понять, почему лукашенковские обещания более высокого уровня жизни больше не работают. После 26 лет управления Белоруссией его экономические обещания кажутся пустыми, значимость образов советских времен уменьшается и даже угрозы репрессий теряют свою силу. Беларусь, как и Россия, все больше отстает от соседей, таких как Польша и Литва. Период экономической стагнации, только усугубился из-за пандемии. А подход Лукашенко к коронавирусу — отрицание его важности и рекомендация таких методов лечения, как водка и вождение трактора — был уникально неадекватен, окончательно подрывая его популярность.

Как, с удивлением понял Лукашенко, у советской ностальгии также есть пределы. И хотя не было другой страны, более похожей на Россию, чем Белоруссия, советская эра все больше и больше уходит в историю.

Более четверти населения страны родилось после распада Советского Союза. Молодежь хочет быть частью Европы и протесты яркое тому доказательство.

Характерно, что тридцать лет назад народное движение «Солидарность» освободило Польшу от коммунистической диктатуры. «Зубы решёток вырви у стен! Клетки ломай, оковы рви! Пусть стены рухнут, рухнут, рухнут, Похоронят старый мир!» — пели тогда протестующие польские рабочие. Повторное исполнение на улицах Минска белорусскими оппозиционерами песни «Mury» («Стены») — гимна профсоюза «Солидарность» — является символичным. Оно может означать перемены в последней стране Европы, которая еще не познала свободу.

Беларусь своей драмой завершает распад СССР. Именно белорусы поставят в этом процессе точку, размораживая остатки советскости.

 

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version