Ордер на арест Путина в действии: эксперты разбирались, почему президент РФ не поехал на саммит БРИКС

Поездка Владимира Путина в ЮАР на саммит БРИКС должна была стать первым его дальним зарубежным визитом после того, как 17 марта этого года Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на его арест.19 июля в канцелярии президента ЮАР сообщили, что вместо Путина на саммит БРИКС поедет глава МИД РФ Сергей Лавров.

Западные политологи уверены, что Путин отказался ехать на саммит из-за страха ареста и отправки на скамью подсудимых.

«Несмотря на то, что роспропаганда и официальные лица страны — от Дмитрия Пескова до Марии Захаровой — пытались нивелировать значимость решения МУС, называли его «ничтожным» и уверяли, что никаких последствий для президента РФ не будет – Путин покидать границы России побоялся», — утверждают эксперты.

Политологи отмечают, что ЮАР ратифицировала ⁠Римский ⁠статут, поэтому юридически обязана задержать Путина ⁠по ордеру МУС и выдать его суду. Как известно решения МУС обязательны к исполнению в странах, подписавших Римский статут. Речь идет о 123 государствах, в том числе почти всех странах Европы, Южной Америки, а также Таджикистане, ЮАР, Афганистане, ЦАР и Нигерии. Среди них нет России и США.

Но Путину, как считают эксперты, рискованно теперь ездить даже в страны, которые не являются участником статута, но могут взять на себя обязательства по выполнению его условия.

На данный момент уже как минимум три страны высказались по поводу ордера на арест Путина. В частности, в Германии сообщили, что если Путин окажется на территории ФРГ, он будет арестован — власти страны обязаны будут это сделать. Бразилия и ЮАР также заявили, что признают юрисдикцию Международного уголовного суда, выдавшего ордер на арест Путина, и уважают решения МУС.

The New York Times писала, что МУС намерен открыть два дела в отношении РФ. Помимо дела о депортации детей, по утверждению источников издания, будет открыто дело из-за намеренных ударов по гражданской инфраструктуре. В соответствии с Женевской конвенцией в условиях боевых действий дети пользуются особой защитой и не могут насильственно перевозиться с территорий постоянного проживания, подчеркнул президент Международного уголовного суда. Власти РФ не отрицали перемещение детей с украинских территорий, в частности, объясняя это необходимостью «перевоспитания». Официально о втором деле в суде пока не объявляли.