Отрыв властей от ценностей общества или почем в Кыргызстане голоса покупали

На сегодняшний день Кыргызстан — единственная страна в Центральной Азии с президентско-парламентской формой правления. Переход к такой системе от президентской республики был одобрен на референдуме в 2010 году. Пришедший к власти год спустя Атамбаев, закрепил этот переход, но к концу правления разрушил большинство сильных партий.

К президентским выборам 2017 года ему удалось избавиться практически от всех оппонентов. Передав власть своему соратнику Жээнбекову, Атамбав рассчитывал сохранить влияние, но просчитался: очень скоро стало ясно, что Жээнбеков не собирается следовать курсу своего предшественника, а парламентарии быстро поменяли свои предпочтения в пользу нынешнего президента.

Летом 2019 года в результате штурма резиденции Атамбаева экс-президента арестовали, обвинили в коррупции и узурпации власти и приговорили к 11 годам тюрьмы. Ранее лояльный парламент проголосовал за лишение Атамбаева неприкосновенности 103 голосами из 120.

Что касается прошедших в начале октября парламентских выборов, они также переполнены большим количеством сообщений о подкупе голосов и непосредственному влиянию российских чиновников на ход предвыборной кампании. Все, кто уделял хотя бы незначительное внимание давно существующим сложным отношениям РФ с демократией, не будет удивлен тому, что именно наставничество и влияние Москвы привели к хаосу в Кыргызстане. У Кремля всегда одно решение относительно любой предвыборной дилеммы: ложь, аферы, подкуп, манипуляции и покрывание всего этого тоннами пропаганды. В соцсетях активно обсуждается так называемая такса за голос — избирателям предлагают суммы от 1500 до 5000 сомов (19-63 доллара) за нужную отметку в бюллетене. Жалобы на такие инциденты рассматривает генпрокуратура.

«Цинизм и двухсторонняя готовность монетизировать голос, у партий купить, а у избирателей продать его, — это показатель деградации политических процессов в стране, и является напрямую свидетельством полного отрыва властей от общества и его истинных потребностей, — отмечает политолог Асель Доолоткельдиева. — И это говорит о том, что политика в глазах многих граждан потеряла смысл».