Более 20 лет прошло с прихода к власти в России Владимира Путина, с самого первого дня на посту президента он неоднократно говорил о намерении восстановить «величие великой империи». 20 лет назад многие россияне и просто сторонние наблюдатели восприняли его слова, как желание укрепить демократию. Но сейчас становится очевидным, что российский президент подразумевал нечто иное. Назвав распад Советского Союза величайшей трагедией двадцатого века, Путин приступил к реализации проекта по восстановлению Российской империи в Европе и Евразии. И сегодня очередь дошла до Казахстана.
Анализируя события, происходящие в Казахстане в начале января, западные политологи пришли к выводу, что дислокация российских миротворцев в качестве помощи в подавлении беспорядков в Казахстане является частью плана Путина по восстановлению Российской империи с помощью запугивания и военной силы.
Эксперт Тэдеус Брукс утверждает, что «для укрепления своей стратегии переговоров с Западом, Путин всеми силами пытается показать, что у России есть что-то вроде собственного НАТО», имея в виду ОДКБ.
«Стоит отметить, что с момента основания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) еще в 1992 году, Москва ни одного раза не обращалась к договору для оправдания иностранного вмешательства, пока не представился случай с Казахстаном. ОДКБ не вмешивалась, когда Кыргызстан обратился за помощью к России в 2010 году, а также во время военного противостояния Армения — Азербайджан», — пишет Брукс.
Миссию ОДКБ в Казахстане возглавлял российский генерал-полковник Андрей Сердюков, который в 2014 году руководил операцией в Крыму и командовал российскими войсками в Сирии.
Интерес Путина к Казахстану политологи объясняют наличием сырьевых ресурсов в стране — это нефть, газ и уран, а также центральным местом Казахстана в китайской инициативе «Один пояс и один путь», разветвляющаяся в направлении Ирана, Турции и России.
«Следом за Грузией в 2008-ом, Украиной в 2014-ом и Беларусью в 2020-м Казахстан сегодня стал очередной главой путинского неоимперского нарратива», — говорит Брукс.