По официальным данным, общероссийское число новых зараженных в России ежедневно составляет около 25 тыс. человек. Но независимые демографы говорят, что на самом деле цифры в 5 раз выше. Сейчас в российской столице все люди старше 65 лет должны соблюдать так называемый «домашний режим». Так мэр Москвы Сергей Собянин называет ограничения передвижения для пенсионеров, а также хронических больных, беременных и даже для школьников старших классов. Так власти пытаются держать под контролем последствия второй волны пандемии коронавируса.
В указанной московским мэром группе риска в силу возраста находится и российский президент Владимир Путин. Уже несколько месяцев назад 68-летний президент скрылся в своей резиденции Ново-Огарево в Подмосковье. Россияне называют его укрытие бункером. Он больше его не покидает. «Спонтанных» встреч с населением, которые эффектно инсценировались раньше, больше нет. Его видеоконференции из бежевого кабинета без окон, во время которых он практически со скучающим видом туда-сюда катает по столу шариковую ручку, почти уже стали мэмом. Каждый, кто тесно работает с президентом, в течение нескольких месяцев живет отдельно от своей семьи. Сдача теста на коронавирус является обязательным условием перед встречами с главой государства, даже если они проходят на расстоянии.
В Кремль президент теперь почти не ездит. Посетителей он предпочитает приглашать к себе — через дезинфицирующий тоннель. Тот, кто хочет встретиться с российским президентом, должен сначала провести две недели на карантине.
Тем временем вне бункера продолжает свирепствовать пандемия. Некоторые больницы уже переполнены. Порой пациентам приходится лежать на матах или на больничных лестницах, или же им оказывают медицинскую помощь на сиденьях у палат. «Люди мрут, как мухи», — говорит одна воспитательница из крупного города на Урале. Врач из Тольятти на побережье Волги рассказывает: «Я еще никогда не видела сразу столько умерших. Мы на пределе наших сил». А что с вакциной, которую летом Россия первой в мире представила на рынке, хотя клинические испытания еще не были завершены? «Пустышка», — говорят о ней многие жители страны, некоторым из которых все же приходится регистрироваться на вакцинацию. Потому что этого требуют их руководители… И многое говорит о том, что российский президент Владимир Путин громко пообещал то, что не сможет выполнить.
Все говорит, о том, насколько глубоко засел страх Кремля за то, что Путин может заразиться вирусом. Это страх понятен. За два десятилетия своего пребывания у власти Путин и его последователи сделали много вещей, за которые он мог бы быть привлечен к ответственности как по внутреннему, так и по международному праву и которые закладывает основу для правосудия переходного периода в постпутинской России.
Это подогревает слухи, которые ходят в Москве уже несколько недель: 68-летний президент якобы тяжело болен, поэтому в январе он объявит о своей отставке. Все обратили внимание на приступ кашля, когда Путин во время одной из видеоконференций несколько раз сильно откашливался. А одна московская массажистка, регулярно разминающая парламентариев, рассказывает своим клиентам, что в Госдуме ждут «огромных перемен». Постоянные слухи об уходе российского лидера из Кремля на этой неделе стали громче после того, как парламент страны послушно утвердил закон, дающий бывшим президентам и их семьям иммунитет от расследований или судебного преследования. Он направлен на предотвращение как внесудебных возмездий, подобных тем, которые выпали на долю Николае Чаушеску в Румынии и Муаммара Каддафи в Ливии, так и тотальной безнаказанности, которой пользовались бывшие представители Коммунистической партии и КГБ в России после падения советского режима.
Проблема заключается в том, что со свергнутыми диктаторами редко обращаются по тем правилам, которые они написали…