Еще в конце XX века конвенцией ЮНЕСКО был создан Межправительственный комитет по содействию возвращению культурных ценностей странам, в случае незаконного их присвоения, а именно: «любой культурной собственности, которая имеет принципиальное значение с точки зрения духовных ценностей и культурного наследия народа, государства, которые были утрачены в результате колониальной или иностранной оккупации или в результате незаконного присвоения». Этот комитет также был создан для того, чтобы «поощрять проведение необходимых исследований для создания согласованных программ создания представительных коллекций в странах, чье культурное наследие рассеяно».
Россия по сей день, прикрываясь старыми нормативными актами, указывает на большое этическое значение компенсаторной реституции как момента восполнения ущерба, нанесённого национальному достоянию страны в результате немецкой военной агрессии. А правовой статус всех оставшихся в России перемещённых культурных ценностей и архивной документации регулируется законодательством Российской Федерации.
Министр культуры и массовых коммуникаций РФ признался, что на сегодняшний день от России официально требуют возвращения перемещённых ценностей восемь стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина.
Россия же, в свою очередь, обещает удовлетворить лишь часть этих претензий. Хочется подчеркнуть, что культурные ценности являются символом культурного наследия и самобытности, а присвоение исторических произведений является оскорблением для гордости нации. Складывается впечатление, что Россия искусственно удерживает предметы исторической ценности и архивную документацию, которые были сохранены как особенно ценные или уникальные, в качестве своего запасного геополитического козыря, чтобы заставить другие страны идти на уступки, или влиять на них, когда другими, более корректными путями это сделать невозможно.