Россия не уважает Кыргызстан, хотя пользуется его помощью

Пока Москва “кошмарит” дипломатов Кыргызстана, российские спецслужбы используют кыргызские самолеты в Африке для военных перевозок

Россия продолжает использовать Кыргызстан для прикрытия интересов своих спецслужб в Африке. За первые три месяца 2024 года в стране зарегистрированы как минимум три новых борта грузовых самолетов Ил-76ТД, которые вероятно будут использоваться для перевозки военных грузов в горячих точках. На этом фоне по-особенному выглядит громкий дипломатический скандал между Москвой и Бишкеком, связанный с обысками у кыргызстанского дипломата. Он говорит о вольготности, с которой Россия может эксплуатировать кыргызстанские ресурсы, при этом взамен осуществляя лишь неадекватное давление на партнера.

Недобрые соседи

Кыргызстан одна из немногих стран, которые – на фоне постоянного ужесточения санкций против России со стороны запада – пытаются сохранять с российским государством как политические, так и экономические отношения. Об уровне этих отношений недвузначно говорит тот факт, что после объявления о выдаче ордера на арест Владимира Путина Международным уголовным судом, в первую поездку за пределы России ее лидер отправился именно в Кыргызстан.

Несмотря на то, что страна и сама регулярно подвергается риску попасть под международные запреты, кыргызстанские компании обеспечивают россиян беспрерывным потоком экспорта подсанкционных товаров – от автомобилей и чипов микроэлектроники до обуви. Кроме того, Кыргызстан помогает развивать транспортные корридоры в обход санкционных систем, дает подряды российским энергостроительным компаниям, включая структуры Росатома. До 30% ВВП государства зависит от переводов около 1 млн граждан, которые работают на территории России. Именно поэтому Бишкек до последнего не запрещал работу платежной системы “Мир”.

Тем не менее, последние события вокруг дипломата Кыргызстана в Москве заставляют усомниться во взаимной выгоде сотрудничества. Как стало известно, в пятницу, 12 апреля в квартиру к советнику посольства Манасу Жолдошбекову вломились представители МВД России и стали требовать миграционные документы, не реагируя на дипломатические паспорта членов семьи. Формально в МИД и МВД пообещали разобраться. Но вкупе с другими прецедентами гонений на кыргызстанских граждан в России ситуация не выглядит исчерпанной.

Впрочем, эти события не влияют на один из теневых сегментов взаимодействия России и Кыргызстана: перевозки в регионе Африки и Ближнего Востока, которые являются объектом интересов российских вооруженных формирований и специальных служб. Кыргызстанские самолеты уже не первый год обслуживают “горячие” маршруты в Сомали, Уганде, Чад, ЦАР, Кении, Габоне, а также в Ливии, Судане и других странах региона, где у россиян есть свои политические и экономические интересы. Также в Кыргызстан “сливаются” самолеты украинских авиакомпаний, которые также ранее занимались таким же “оружейным извозом”, но из-за риска попасть под уголовное преследование, видимо, решили вывести свои инструменты – самолеты – из-под удара.

Интересы в Африке

Авиакомпании из Кыргызстана как минимум с 2018-19 годов фигурируют в отчетах группы экспертов Совета безопасности ООН как нарушители оружейного эмбарго на перевозки грузов военного назначения в Ливию для сил Национальной армии фельдмаршала Халифы Хафтара (HAF). Базируясь де-факто в аэропортах Объединенных Арабских Эмиратов (Дубай, Фуджейра, Абу-Даби), они осуществляли – и продолжают осуществлять – грузовые перевозки в аэропорт Бенгази и близлежащие города. Режим Хафтара – это открытые друзья Кремля, а помощью в его поддержке занимаются напрямую российские спецслужбы.

Кроме Ливии, интересы России есть в целом ряде других стран Африки – Мали, Буркина-Фасо, Сомали, Чад, ЦАР и других. Еще год назад их представляла здесь ЧВК “Вагнер” Евгения Пригожина, которую сейчас заменил “Африканский корпус”, подчиняющийся напрямую Минобороны РФ. По магической случайности, именно в эти страны летают кыргызстанские грузовые самолеты.

Кыргызстан выглядит “последней тихой гаванью” для регистрации таких “рисковых бортов”, поскольку – в отличие от Молдовы, Казахстана, Украины, Грузии, Армении – никакие санкции к своим авиакомпаниям он не применяет, и объемы перевозок в “серой зоне” (и вероятно в интересах России) под кыргызстанской регистрацией только нарастает.

В перевозках задействованы как минимум три авиакомпании – Sapsan Airlines, New Way Cargo и Fly Sky Airlines KG. Первые две вначале 2024 года обзавелись новыми бортами, “переведенными” из Украины и Армении, которые позволят расширить выполнение “африканской программы”. Совокупно у трех компаний теперь 12 бортов Ил-76ТД, еще три недавно были выведены из кыргызстанского реестра, но в 2023 году все еще активно работали. 11 из этих 15 бортов – это самолеты, которые еще недавно работали в Украине для авиакомпаний “Зет Авиа” и “Флай Скай Эйрлайнс Украина”. При этом 7 самолетов “переехали” из Украины в Кыргызстан за последние 9 месяцев.

Компании, самолеты, маршруты

Целый ряд международных исследователей в 2023 году обратили внимание на аномальный авиационный трафик между аэропортами в ОАЭ и столицей Уганды Энтеббе, куда летали самолеты всех трех наших фигурантов, а также самолеты “Зет Авиа” и группы Fly Sky Airlines. По мнению наблюдателей, конечной точкой перелета мог быть аэропорт Амджарасс (Чад) – там силуэты Ил-76ТД зафиксировали на спутниковых снимках. Они обратили внимание, что за несколько дней до начала частых полетов Абу-Даби посетил временный президент Чад, который подписал ряд соглашений, в том числе и о военном сотрудничестве. Часть самолетов улетали с военного аэродрома в Абу-Даби, всего было совершено около 50 рейсов. Официальные лица в Уганде заявляли, что на самом деле самолеты перевозили оружие, вероятно, в Чад, Судан, Мали и ЦАР – то есть регионы, где ранее оперировала ЧВК “Вагнера”, а теперь работает “Африканский корпус” Минобороны России.

Что известно об авиакомпаниях, самолетах и маршрутах, по которым они летали, кроме Уганды?

Sapsan Airlines

Формально учредителем авиакомпании Sapsan Airlines является Мамытов Ырысбек Шарамудинович. Однако на сайте эмиратской группы Bu Shames, а также на ливреях самолетов компании “Сапсан” указано, что она принадлежит именно этой бизнес-группе. Bu Shames, по данным отчетов группы экспертов ООН, тесно связана с другой логистической компанией из Эмиратов – Space Cargo Inc., которая считается одним из крупнейших координаторов незаконного трафика оружия и техники в Ливию, в том числе – в интересах сил HAF. Два самолета Ил-76 из трех, которые зарегистрированы за авиакомпанией, достались ей от украинской “Зет Авиа” (ЕХ-76005, ЕХ-76008). За последний год самолеты “Сапсан” фиксировались в Могадишо (Сомали), Претории и Йоханнесбурге (Южная Африка), Бенгази (Ливия), Нджамене (Чад), Пембе (Мозамбик), Гоме (ДР Конго), Ер-Рияде (Саудовская Аравия), Найроби (Кения).

Важно отметить, что “Сапсану” принадлежал самолет с бортовым номером ЕХ-76007 (разбился в 2023 году в Мали под бортовым TZ-98T), который ранее был зафиксирован на доставке оружия в ЦАР, был куплен у российской компании “Абакан Эйр”. Ей же принадлежали ранее самолеты, перевозившие впоследствии солдат ЧВК “Вагнер” и лично Евгения Пригожина в Сирии, Ливии, Буркина-Фасо, Судане, ЦАР и других странах.

New Way Cargo

Учредителями New Way Cargo формально являются Плавумгал Абдул Рахиман Хабиб Рахиман и Кадырова Зууракан Абдыталыповна. Ранее отмечалось, что в российских реестрах Кадырова фигурирует как представитель авиакомпании Reem Air, ушедшей с рынка, но также ранее работавшей в ОАЭ. Второй учредитель – исполнительный директор финансово консалтинговой компании GOR Financial Investments and Consultancy F.Z.E. (ОАЭ), которая связана с Тюменским финансово-экономическим институтом. Однако нужно особо подчеркнуть, что весь флот Ил-76-х (4 действующих и 2 выведенных из реестра), который сейчас эксплуатирует компания – это бывшие самолеты украинской “Зет Авиа”, часть из которых ранее фигурировали в отчетах ООН о нарушении эмбарго в Ливии. За последний год борты NWC постоянно летали в Энтеббе (Уганда), Босасо, Берберу и Могадишо (Сомали), Бенгази (Ливия), Аддис-Абебу (Эфиопия), Найроби и Момбасу (Кения), Нджамену (Чад), Киншасу и Гому (ДР Конго), Апингтон (Южная Африка), Текирдаг (Турция, аэропорт завода-производителя БПЛА “Байрактар”).

Fly Sky Airlines KG

Конечным бенефициаром Fly Sky Airlines KG в реестре кыргызстанского бизнеса указан Сатибеков Талгат Амангелдиевич. Три своих самолета из нынешних пяти Ил-76ТД в эксплуатации компания получила от украинской “сестры” – Флай Скай Эйрлайнс Украина, при этом два самолета – за последний год. Украинская компания фигурирует в уголовном деле о пособничестве стране-агрессору (речь идет о поддержке сил Хафтара как партнера России). В рамках дела есть перспектива ареста самолетов “Флай Скай”, возможно, поэтому их решили перевести в Кыргызстан. Согласно украинскому реестру, сейчас у компании всего один борт.

Борты “Флай Скай” фигурировали в отчетах ООН о поставках оружия в Ливию, ранее эксплуатировались авиакомпанией “Европа Эйр”, также задействованной в таких поставках. Уже под кыргызскими бортовыми номерами самолеты компании за последние 12 месяцев видели в Босасо, Бербере и Могадишо (Сомали), Эр-Рийяде (Саудовская Аравия), Найроби (Кения), Энтеббе (Уганда), Гоме (ДР Конго), Дар-Эс-Саламе (Танзания), Бамако (Мали), Текирдаге  (Турция, аэропорт завода-производителя БПЛА “Байрактар”), Бенгази (Ливия), Мазар-и-Шарифе (Афганистан).

Зет Авиа (Украина)

А что же это за “Зет Авиа”, которая так щедро делится с кыргызстанскими авиакомпаниями своими бортами? Ее учредил гражданин России Олег Сергеев, авиационный предприниматель из Екатеринбурга, партнер депутата Свердловской областной думы от партии “Единая Россия” Валерия Савельева. Ему принадлежит другая грузовая авиакомпания, работающая в Африке – “Авиакон Цитотранс” (пребывает под санкциями США). Вместе Сергеев и Савельев учредили в ОАЭ компанию Deek Aviation FZE, “материнскую” для  украинской и кыргызской авиакомпаний под брендом Fly Sky Airlines. В их орбиту влияния можно отнести также компании Astra Way FZC и Technoline FZC, которые владели и эксплуатировали ряд самолетов “Зет Авиа”. Впрочем, есть все основания полагать, что эти компании имеют отношение к сфере влияния предпринимателя индийского происхождения Джайдипа Мирчандани. Сейчас у компании лишь один самолет, зарегистрированный в украинском реестре. Но и он за последние 12 месяцев регулярно бывал в рисковых аэропортах, таких как Энтеббе (Уганда) и Босасо (Сомали).

С Сергеевым, к слову, опосредовано связана и еще одна авиакомпания в Кыргызстане – Aerostan. Сергеев имел отношение к закрытой из-за участия в сомнительных схемах в Казахстане а/к Sigma Airlines, и она продала Аэростану Airbus A-300B4-203F (ЕХ-30002). Учредителем Aerostan компании является Накви Саед Камран Мехди Раза, который “входит в топ-менеджмент Swiss One Group, продающей российское оружие”.

Журналисты ссылаются на сюжет пакистанского телеканала, в котором Swiss One помимо перевозок рекламирует вооружения. Основатель Aerostan на видео стоит прямо возле гендиректора группы – Саида Ифрана Ахмеда (Syed Irfan Ahmed). Последний также является основателем компании “Авикон Авиэйшн”, где его партнером выступает гражданин России Малик Билал Насир. Насир ранее фигурировал в скандале с незаконными поставками в вертолетов, связанных с Мирчандани. Кроме того, Насир d России является учредителем ООО “Скай Техник” – это бизнес-партнер гонгконгской компании SkyWind International Limited. Ее директором является (возможно бывший) сотрудник Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба РФ Алексей Сумченко.

Моалем Авиэйшн

Кроме перечисленных выше авиакомпаний, которые обзавелись украинскими бортами за последние несколько месяцев, и которые активно эксплуатируют свои флоты в Африке и на Ближнем Востоке, в орбиту потенциального влияния российских спецслужб на кыргызстанском авиарынке может входить авиакомпания “Моалем”, которая летает на Airbus A-300. Ее учредили Дмитрий Астионов и компания “Прайм Авиэйшн”. Эксперты Института постинформационного общества полагают, что “Моалем” входит в орбиту влияния группы компаний RUS Aviation предпринимателя сирийского происхождения, экс-главы совета Россия-ОАЭ в Дубае Салеха Ал Ароуда.

Согласно исследованию African Intelligence, бизнес-партнер Ал Ароуда Рами Касем, с которым они вместе учреждали “Рус Авиа Груп” в России, мог быть близким контактом генерала СВР России Алексея Коротаева, который находился под дипломатическим прикрытием в Швейцарии в начале 1990-х. Он подозревался в использовании финансовой схемы, разработанной сыном и его партнерами, куда были привлечены Nchi Bank в Джибути, PKP на Маврикии и Альпари Банк в Киеве. Коротаев близок к бывшему министру энергетики России Игорю Юсуфову и российским олигархам армянского происхождения Сергею и Николаю Саркисовым. Некоторое время работал в области вооружений в Африке. В исследовании указывается на связь Коротаева и Рами Касема, который «имел компанию, зарегистрированную в Шардже, RusAvia Group, подозреваемую в использовании для перевозки военной техники».

***

Таким образом, едва ли не за каждой из кыргызстанских авиакомпаний российские спецслужбы стоят либо в качестве контрагента/заказчика услуг, либо в качестве покровителя. Данные о перелетах за последние 12 месяцев показывают, что трафик с использованием кыргызстанских бортов только увеличивается, а география пунктов назначения – расширяется. На этом фоне дипломатическое давление, которое осуществляет Кремль на официальный Бишкек, заставляет задуматься о том, а все ли стороны получают выгоду от такого сотрудничества. И в какой мере соучастие в формировании внешнеполитической повестки России через военные операции в Африке с вытекающими отсюда санкционными рисками – коррелируется со стратегией Кыргызстана на международной арене.