В конце октября Владимир Путин поручил министру иностранных дел Сергею Лаврову предложить руководству США продлить действие Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (New START — СНВ-3) на один год без каких-либо условий и изменений.
Действие этого договора истекает в феврале 2021 года и это действительно является серьезной проблемой для многих международных игроков и экспертов, ну а кроме того, представляет серьезную угрозу населению планеты. Поэтому тщательно спланированное предложение Путина было очевидной мерой. Однако этот шаг в считанные часы потерпел неудачу.
На сегодняшний день именно Россия отчаянно нуждается в возобновлении договора, уравнивающего ее с США и сохраняющего ей статус «великой державы» на международной арене. Однако престиж России упал до рекордно низкого уровня из-за нескольких недавних скандалов, включая попытку отравления Алексея Навального. Это преступление представляет собой нарушение конвенции, запрещающей разработку и использование химического оружия, и в ответ европейские государства объявили о новых санкциях против российских чиновников. Диалог между Россией и Европой вообще превратился в комедию. Германия и Франция продолжают выступать за проведение расследования в России, а в Кремле даже не пытаются сделать вид, что начали работу в этом направлении.
Европейские санкции вызвали немалое раздражение Кремля: Лавров заявил, что с Евросоюзом невозможно вести дела или даже продолжать нормальный политический диалог. Будто бы подкрепляя эти жалобы, Москва отказалась от консультаций с Нидерландами и Австралией по вопросам, связанным с катастрофой малайзийского рейса МН17, вылетевшего из Амстердама и сбитого над оккупированной территорией Донбасса в июле 2014 года, в результате чего погибло 298 человек.
Другой недавний инцидент — кибератака на норвежский парламент со следами, ведущими в Россию, которая была должным образом расследована. Премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг охарактеризовала эту атаку как неприемлемую. В ответ Министерство иностранных дел России выступило с обычным опровержением и зловещими обвинениями норвежских властей в попытке разрушить двусторонние отношения. Два стратегических бомбардировщика Ту-160 совершили длительный полет над Баренцевым и Норвежским морями, чтобы придать убедительности этим грубым намекам.
Складывается впечатление, что российское руководство только начало осознавать последствия проявления своей политики. После быстрой аннексии Крыма весной 2014 года и силового вмешательства в Сирию осенью 2015 года Кремль привык верить в свою способность демонстрировать силу различными «гибридными» способами. Стратегический потенциал и ядерное оружие являются основными оставшимися источниками силы страны, но их трудно превратить в полезные политические инструменты. Контроль над вооружениями традиционно был одним из основных способов решения этой проблемы, однако Россия так много совершила для подрыва его норм и правил, что теперь не может полагаться на то, что старые соглашения послужат основой для новых сделок.