Пока российские СМИ пытаются возложить вину за все инфекционные заболевания в мире — от вируса Эбола и лихорадки Зика до COVID-19 — на США и западные страны, сама Россия находится на грани катастрофического ухудшения здоровья населения.
Физическое здоровье россиян ухудшается быстрыми, если не устрашающими темпами: по средней продолжительности жизни мужчин Россия занимает 166-е место в мире, а по тому же показателю у женщин — примерно 127-е, разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин — 14 лет — самый крупный для развитых стран.
По данным ВОЗ, смертность от сердечных заболеваний в России в три раза больше, чем в США или ЕС, количество смертей от туберкулеза примерно втрое превышает эпидемический порог ВОЗ, более 1 млн россиян имеют диагноз ВИЧ/СПИД.
По данным Центров контроля и профилактики заболеваний США, Россия — один из немногих регионов в мире, в котором ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИД ухудшается. Несмотря на все попытки российского Министерства здравоохранения приуменьшить масштаб эпидемии, правда шокирует. Всемирное исследование в области здравоохранения показало, что СПИД/ВИЧ является третьей по распространенности причиной преждевременной смерти в России. По числу потерянных лет жизни Россия оказалась на том же уровне, что Габон и Ботсвана. По оценкам чиновников, около 1,2 млн человек заражены ВИЧ, но независимые эксперты считают, что реальная цифра в два раза больше.
Другим признаком зловещего характера российской эпидемии СПИД является тот факт, что возраст инфицированных снижается. На фоне заявлений министра здравоохранения Вероники Скворцовой в октябре 2014 года, в котором она сказала: «У нас практически больше нет детей, больных СПИДом», «Роспотребнадзор» сообщил о совершенно других выводах. Как сообщает этот орган, количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции у детей в возрасте до 14 лет в 2014 году выросло на 32%, случаи инфицирования подростков от 14 до 17 лет также увеличились на 32%.
Распространение заболевания достигло угрожающего момента. Каждый день ВИЧ заражается, по крайней мере, 100 россиян. Если оценки верны и более 1 млн россиян являются носителями ВИЧ, это больше 1%, то есть распространенность инфекции в 10 раз больше, чем в Британии. Это порог, после которого вирус начинает выходить за рамки групп риска и поражать все население.
Эпидемия уже начала выплескиваться за пределы России. Наркоманы мигрируют, а женщин нелегально вывозят для секс-торговли. Только в Петербурге ВИЧ обнаружен примерно у 22 тыс. человек, а город ежегодно принимает сотни тысяч западных бизнесменов и туристов. Растет число россиян, мигрирующих в Западную Европу в поисках работы, лучшей жизни и новой любви и приносящих с собой вирус.
Еще больше осложняет проблему туберкулез, от которого в России умирает большинство больных СПИДом. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия входит в число 20 стран с самыми высокими показателями по туберкулезу. По некоторым данным, при населении 143 млн человек в России от туберкулеза умирают свыше 20 тысяч человек в год. И вряд ли является случайным совпадением, что только 9% российских туберкулезных клиник отвечают современным стандартам гигиены, в 21% нет водопровода (не то что горячей воды, но даже холодной), в 11% — канализации, а в 20% не хватает лекарств от туберкулеза.
С пополнением населения дела обстоят ненамного лучше. Рождаемость в России более 10 лет уменьшается, и даже недавнее ее повышение будет ограниченным, поскольку численность женщин в возрасте 20—29 лет (на них приходятся две трети всех рожденных детей) в ближайшие четыре-пять лет заметно сократится, что отражает 50-процентное падение рождаемости в конце 1980-х и в 1990-е годы. К сожалению, здоровье российских новорожденных также слабое — примерно 70% родов проходят с осложнениями.
На фоне одряхления системы здравоохранения в России, снижения санитарных норм, волны наркотрафика и вездесущей дискриминации, ситуацию осложняет пренебрежительное отношение властей к жертвам СПИДа и бессердечие простых россиян — это часть культуры отрицания, которая внесла свой вклад распространение СПИДа и ВИЧ.
Столкнувшись с кризисной ситуацией в сфере собственного здравоохранения из-за распространения коронавируса, туберкулеза, сифилиса, сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и СПИД, российское правительство, пытается переключить внимание россиян, подорвав веру в безопасность вакцин на Западе, которую сам российский президент пропагандирует дома.
Так, российские власти приложили немало усилий, чтобы побудить американцев считать прививки опасными, а федеральных чиновников здравоохранения США – врагами нации. Постоянной темой этой кампании против вакцин является угроза аутизма, хотя Центры по контролю и профилактике заболеваний неоднократно исключали возможность того, что прививки приводят к аутизму, так же, как многие ученые и ведущие журналы. Тем не менее, ложный нарратив распространялся российскими троллями и СМИ.
Кроме того, дезинформация была нацелена и на то, чтобы предположить вовлеченность Центров по контролю заболеваний в сокрытии последствий вакцинации. В течение многих лет твиты, происходящие из Санкт-Петербурга, утверждали, что агентство здравоохранения США скрывало доказательства того, что вакцины вызывают аутизм, особенно у детей-афроамериканцев мужского пола. Медицинские эксперты опровергли это обвинение, но оно вызвало резонанс. В какой-то степени дезинформационная атака Кремля повлияла на падение уровня вакцинации среди детей в США и спровоцировала рост числа случаев кори, которая когда-то считалась побежденной. В прошлом году, по данным Центров по контролю заболеваний, в США было зарегистрировано 1282 новых случая — рекорд за последние десятилетия; из них 128 повлекли госпитализацию, а 61 — серьезные осложнения, такими как пневмония и энцефалит. Главная опасность была в том, что вирус кори, особенно у младенцев и детей младшего возраста, может вызывать лихорадку и повреждение головного мозга.
Таким образом, Москва традиционно отреагировала на вспышку инфекционных заболеваний как на новую возможность воспользоваться кризисом в области здравоохранения для того, чтобы сеять хаос и раскол в западном обществе. Аналитики видят в этом не только стремление подорвать престиж американских чиновников, но и сделать нечто более фундаментальное: нанести ущерб американской науке, являющейся основой национального процветания. Ведь несмотря на то что географически Россия является крупнейшей страной в мире, американские исследователи получили с 2000 года более 100 Нобелевских премий, а россияне – только 5…