Когда два месяца назад было заключено соглашение о мире на Южном Кавказе, возник спор — будет ли Турция гарантом этого мира наравне с Россией или нет. Россия говорила, что нет, Турция — что будет и уже является. Прошедшие два месяца показали, что Путин ошибался, а Эрдоган был прав. Турция стала гарантом ситуации на Южном Кавказе.
Несмотря на то что РФ считает ближнее зарубежье своим «задним двором», чувствуется, что ее доминантные позиции в последнее время ослабли. Азербайджан использовал ударные БПЛА для регулярного уничтожения российской военной техники — танков, артиллерии и др., на которые Армения полагалась в обороне своих позиций в Нагорном Карабахе и далее в Азербайджане. Азербайджан не отступал даже в свете конкретной угрозы мести со стороны РФ и даже сбил российский вертолет (якобы ошибочно), и только когда армянские союзники были на грани краха, Путин серьезно вмешался в конфликт.
Некоторые аналитики, специализирующиеся на региональной политике, отмечают, что другие союзники в рамках Договора о коллективной безопасности, вероятно, очень внимательно следили за тем, как Армения пришла к выводу, что ее предали, и полагаться на Россию в вопросах безопасности — было ошибкой.
Россия не была надежным союзником, она ворвалась в самом конце и пыталась выступить в роли миротворца, впрочем, как всегда, действовала она по своему усмотрению и кажется, что больше имела целью ввести войска и получить еще один замороженный конфликт, чем реально помочь Армении.
Многие считают, что Россия использовала эту возможность для того, чтобы прижать Пашиняна, который не так сильно «прогибается» перед Москвой, как некоторые из его предшественников.
Горячая фаза войны в Карабахе окончена надолго, если только горячие головы в Ереване не захотят, свергнув Пашиняна, добиться реванша. Вот тогда конец может действительно стать стремительным и всецело гибельным для Армении. Но армяне уже поняли, что за них воевать никто не будет. Ни Россия, ни Турция — никто.
Сегодня уже очевидно, что Кремль начинает пожинать плоды своей глупейшей политики противостояния Западу. Все страны хотят близости с самыми развитыми и сильными, чтобы самим развиваться и усиливаться. Даже Турция, ловко маневрируя, всеми силами старается не потерять своего союза с миром атлантических демократий. А Путин легко, и с некоторым даже ностальгическим восторгом перед былым противостоянием сверхдержав, вернул Россию в изоляцию, сделав ее младшим союзником Китая и партнером задушенного санкциями Ирана. Он хотел было и с Турцией подружиться — да не вышло. Эрдоган играет умнее, чем кремлевский тиран.
Россия в нынешнем виде уже никому не нужна — ни Азербайджану, ни Молдове, ни даже Киргизии. Россия ценилась народами других стран, входивших в империю, как мост к западной цивилизации и культуре. Это в какой-то степени компенсировало несвободу и для грузин, и для армян, и для азербайджанцев. А теперь все ищут на Запад другие пути, коли сама путинская Россия их не ищет, а мосты в цивилизованный мир по чекистской привычке взрывает.