«Северный поток-2» — чем закончится геополитический поединок в Балтийском море?  

Газопровод «Северный поток-2», по которому в Германию через Балтийское море должен будет поставляться российский природный газ, с самого начала был спорным проектом.   Некогда газопровод   должен был стать престижным проектом «Газпрома» и Кремля.

Решение о строительстве «Северного потока-2» Путин и экс-канцлер Герхард Шредер приняли еще в 2005 году, в надежде, что потребность в газе Германии и Европы продолжит расти. Но вышло иначе. Максимальный немецкий показатель в 92 млрд. кубометров в 2006 году более никогда не был достигнут. Также и потребление газа в ЕС (470 млрд. кубометров в 2019 году) не превышает тогдашних значений (511 млрд. кубометров). Тем не менее, уже уложено более 2300 км или 94% маршрута общей протяженностью 2460 км.

Дело об отравлении Алексея Навального стало поворотным пунктом в отношениях России и Германии. Несмотря на то, что состояние здоровья лидера российской оппозиции Алексея Навального улучшается, его отравление вынуждает правительство ФРГ принимать срочные решения. В Германии вновь зазвучали требования об окончательном или временном прекращении строительства спорного газопровода. Такой реакции более не исключают Меркель и министр иностранных дел Хайко Маас.

«Настало время похоронить проект. В этом трубопроводе нет необходимости, расходы растут, а потребление газа в Германии и ЕС снижается», — пишет немецкое издание Der Tagesspiegel.

«Проект трубопровода является пережитком далекого прошлого, — считает журналист Кристоф фон Маршалл. — Он никому не нужен. Надежды, которые были связаны с энергетическим сотрудничеством с Россией, а именно надежды на либерализацию через торговлю, не оправдались. Политические издержки заключения договоров с Владимиром Путиным непрерывно растут».

Похоже, Германия больше не будет проводить в отношении России какую-то особую политику. Не будет пытаться понять мотивы другой стороны, стремиться к взаимопониманию и хотя бы минимальному взаимодействию. Берлин более не станет выступать и в роли переводчика с русского политического языка на западные, не будет как ответственный за связи с Россией разъяснять Москве позицию своих союзников.