Отравление Навального повлекло за собой разделение мнений внутри Германии, которая на сегодняшний день является главной союзницей Кремля в строительстве Северного потока-2. Российский проект, который часто называют «проектом Путина», должен вдвое увеличить поставки российского газа на немецкий рынок. Что сделает Германию крупнейшим газовым хабом в Европе.
Скорее всего, по этой причине Ангела Меркель ведет очень осторожную политику в отношении российского газопровода. Еще 28 августа, после отравления Навального и его эвакуации в Германию, «железная леди» Германии призывала разделять отравление оппозиционера и строительство газопровода. В ФРГ стали называть Северный поток-2 «экономическим», а не «политическим» проектом.
Но после находки «Новичка» в организме Навального, позиция Меркель кардинально поменялась. 3 сентября, как сообщает российское агентство ТАСС, премьер-министр Германии заявила, что в этой истории «многое будет зависеть от реакции российской стороны».
«Я надеюсь, что россияне не вынудят нас изменить свою позицию по Северному потоку-2… [Но], если мы задумаемся о санкциях, то они должны быть как можно более адресными», – дополнил 6 сентября в интервью газете Bild позицию Меркель министр иностранных дел Германии Хайко Маас.
После отравления Навального, депутаты Бундестага – как из оппозиции, так и правящей коалиции – потребовали санкций против Северного потока-2. Они уверены, что создание трубы не может продолжаться после покушения.
«Дипломатических ритуалов уже недостаточно. После отравления Навального нам нужен сильный европейский ответ. ЕС должен совместно принять решение об остановке Северного потока-2», — заявил 3 сентября в Twitter председатель комитета Бундестага по иностранным делам Норберт Роттген, один из претендентов на пост председателя партии Меркель — Христианского демократического союза (ХДС).
Аналогичное мнение высказали лидеры партии «Зеленых» и «Свободной демократической партии» Картин Горинг-Экардт и Кристиан Линднер. Организатор покушения на Навального «не может быть партнером в больших проектах – включая трубопроводные», уверены политики.
«Путин, к сожалению, понимает только этот язык», – заявил в интервью журналу Bild еще один претендент на должность главы ХДС, депутат Фридрих Мерц.
Однако в России подобные заявления считают «эмоциональными и не основанными на конкретных фактах». «Северный поток-2 – это коммерческий проект, который в интересах обеих стран и энергетической безопасности европейского континента», – возмущался Дмитрий Песков.
Взгляды Пескова поддерживает и глава комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по международным вопросам Леонид Слуцкий. Он обвиняет Запад в использовании Навального для политизации проекта Северный поток-2, чем искажает правду.