Социологические исследования, проводимые в Беларуси, традиционно не пользуются доверием среди граждан или экспертного сообщества. Ведь, чтобы та или иная компания провела опрос по любому политическому вопросу, ей необходимо получить на это лицензию от Академии наук, напрямую подконтрольной Лукашенко.
На центры, которые в прошлом проводили независимые исследования, оказывалось давление властей.
Интересны результаты опроса, проведенного «Белорусской аналитической мастерской», которая ведет свою деятельность из Варшавы.
Согласно данным этого опроса в республике Беларусь за 2020 год доля сторонников интеграции Москвы и Минска снизилась с 51% до 40%.
На этом фоне растет количество тех, кто выступает за интеграцию с Евросоюзом: в течение месяца доля таких граждан выросла с 24 до 32%. По мнению аналитиков, смена настроений в белорусском обществе по отношению к России связана с вмешательством России в дела Беларуси и с поддержкой, которую Кремль оказывает Лукашенко.
Аналитики полагают, что результаты исследования вполне соответствуют реальной картине в Белоруссии. И прежде всего это связано с открытой поддержкой, которую российское руководство продолжает оказывать Александру Лукашенко. Это связано с тем, что в Белоруссии проходит революция, она ориентирована на отставку президента Лукашенко, который, по мнению белорусов замешан в двух преступлениях.
Первое — это фальсификации итогового голосования 9 августа. А второе преступление — это продолжающийся в течение последних месяцев террор белорусского народа, из-за которого погибли уже семь человек.
В белорусском обществе бытует мнение, что Лукашенко проиграл президентские выборы, у него нет доверия в стране, он потерял легитимность в глазах белорусского общества. И в этой ситуации, когда Россия неоднократно на высоком уровне подчеркивает всяческую поддержку Лукашенко.
Лукашенко рассчитывал, что когда его поддержит Москва, то люди просто разойдутся по домам.
Президент России Владимир Путин — один из немногих мировых лидеров, поздравивших Лукашенко с победой на выборах. В сентябре он принимал президента республики в Сочи. А в интервью телеканалу «Россия-1» заявлял о создании резерва силовиков, который может быть использован в случае, если в Белоруссии «экстремистские элементы» «перейдут определенные границы» и «приступят просто к разбою». Россия продолжает поддерживать Лукашенко и материально, выделяя республике кредиты.
В последнее десятилетие российские кредиты для Беларуси стали регулярными. Всего с 2013 года Беларусь получила в России — от правительства и банков — практически половину от всех своих внешних займов — $11,5 млрд.
Но означает ли это, что интересы Лукашенко и Кремля полностью совпадают? Конечно, нет. Два авторитарных режима — белорусский и российский — во многом схожи, когда речь идет о подавлении политической альтернативы.
В то же время, после прошлогодних протестов, которые многими названы белорусской революцией, Лукашенко стал для Москвы слишком токсичным партнером.
С одной стороны та жесткость, с которой подавлялись эти протесты вызывает, негативную реакцию со стороны белорусского общества, даже среди тех людей, которые всегда были пророссийски настроены или которые относились к России хорошо. С другой — Лукашенко, принимая поддержку Москвы, постоянно критикует ее.
Он заявлял, что пересчитывать голоса ему запретил лично Путин и вообще-то вот этот террор, который был устроен на улицах Минска в отношении протестующих — тоже ему поручил Владимир Путин. Мол, получается он здесь не причем.
Как бы то ни было, режим Лукашенко становится для Кремля весьма проблемным активом. Ввиду чего у Кремля есть все резоны искать свои варианты решения белорусского вопроса. И это одна из причин, по которым отношения между Лукашенко и Москвой могут напрячься. Но Беларусь стратегически слишком важна для России — это зона ее геополитических интересов. И Кремль будет зубами цепляться за Беларусь — с Лукашенко или без него, представляя ситуацию так, будто Беларусь — это не другая страна, а российские задворки и речь идет о внутренних делах России.
Так что белорусский кризис пока подобен гордиеву узлу, разрубить который некому…