Туркменистан демонстрирует свою лояльность Кремлю за счет здоровья своих граждан

Туркменистан даже в период пандемии внеше остается островком стабильности и официального благополучия. Согласно официальной статистике, в республике нет ни одного случая заражения COVID-19, тестов хватает, а вирус не имеет ни единого шанса просочиться через границы. Слово «коронавирус» в Туркмении под запретом. Журналистам, врачам, учителям и чиновникам под угрозой увольнения нельзя говорить о COVID-19. Вещание зарубежных СМИ, которые могут распространять информацию о пандемии, временно приостановлено.

75-летие Победы над фашизмом не отмечалось почти во всех странах СНГ, что, как известно, было обусловлено как пандемией коронавируса, охватившей практически все государства Содружества так и режимом самоизоляции. Даже в России торжества были перенесены. И только в Беларуси и Туркменистане празник был отмечен вовремя и с большой пышностью. Еще бы, на парад в Ашгабат приехала российская делегация во главе с замминистра обороны России генерал-полковником Александром Фоминым. Для того, чтобы продемонстрировать свою лояльность перед российскими властями Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов провел в Ашгабате военный парад, шествие «Бессмертного полка», состоялось возложение венков к мемориалам воинам Великой Отечественной войны, чествования ветеранов фронта и тыла. Никто из присутствовавших на параде не надел маску и не соблюдал социальную дистанцию.

 

А ведь Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов — врач по образованию, который всегда считал опыт в медицине он своим козырем. Верность профессии Бердымухамедов сохранил, даже став президентом. Ежегодно Аркадак — «покровитель всех туркменов», как его называют в народе — пишет книги по медицине и очень этим гордится. За годы во главе государства он издал более тридцати пяти трудов о здоровье, лечебных свойствах воды, чая и даже туркменских дынь. Получить в подарок книгу президента — это почти как получить эликсир бессмертия. Вот и пандемия коронавируса не ускользнула от всевидящего ока Аркадака. Пока другие государства закрывали границы и помещали людей на карантин, туркменский лидер раздавал советы из области народной медицины. Медицинские брошюры, где упоминается коронавирус, были изъяты и уничтожены. На правительственном заседании 16 марта он обязал граждан окуривать жилые помещения, магазины, общественные места дымом специфического растения гармала, в просторечии — могильника. Рекомендации президента восприняли как приказ к действию. В государственных учреждениях, школах, детских садах, вузах и торговых помещениях — все и везде начали окуривать гармалой. Цена одного пучка растения взлетела в несколько раз. Помог ли могильник или иные народные рецепты «покровителя всех туркменов» — непонятно. Но пока весь мир продолжает бороться с COVID-19, Ашхабад утверждает, что инфекция обошла республику стороной. Единственное, что все же предпринимают власти для защиты граждан — помещают всех въезжающих на карантин на две недели. Впрочем, российской делегации это не коснулось.

Однако самоуверенность Бердымухамедова не означает, что он не боится коронавируса. Как медик по образованию, Бердымухамедов знает: дистанцирование — лучшая профилактика при любой болезни. На днях глава государства переехал из своей большой резиденции в долине Фируза в маленький поселок Мыныш. Смена места жительства, по неофициальным сообщениям, связана с опасениями лидера нации заразить своих пожилых родителей. Бердымухамедов свел к минимуму контакты с чиновниками. Даже с собственной охраной туркменский лидер предпочитает видеться на расстоянии. Для простых же граждан сохранять социальную дистанцию не просто необязательно, но в последнее время даже невозможно. С апреля в некоторых регионах страны отовариться в государственных магазинах можно только при наличии продуктовых карточек. Чтобы получить продовольственный паек по фиксированным ценам, люди заранее выстраиваются в очереди.  Избежать скопления людей практически невозможно. Риски заражения коронавирусом в толпе повышаются. Не помогает даже окуривание могильником очередей в магазинах.

Желание быть ближе к Москве оказалось для лидера Туркменистана сильнее опасений за жизнь своих граждан. И Россия своим присутствием на торжествах в Ашгабаде лишний раз подтвердила свое истинное отношение к Центральноазиатским республикам, проигнорировав карантинные мероприятия. И закономерно, что 24 июня на перенесенном из-за коронавируса военном параде на Красной площади в Москве, кроме правительственную делегацию Туркменистана возглавил министр обороны страны, генерал-майор Бегенч Гундогдыев. А на днях МИД РФ поблагодарил Туркменистан за гуманитарную помощь, предоставленную на фоне пандемии коронавируса. Ашхабад направил в Россию груз весом около 1000 тонн текстильной продукции, стройматериалов и продовольствия.  И это при том, что, в самом Туркменистане наблюдается дефицит масок и дезинфицирующих средств.

Все это на фоне того, что в мировые СМИ регулярно попадает другая, совсем не позитивная информация.  Разумеется, статистики по количеству заболевших коронавирусом в Туркменистане нет ни в одной базе данных. Местный Минздрав не ведет никаких подсчетов, даже случаев воспаления легких. При этом, уже в начале марта появились тревожные данные о заболевших и помещенных в карантин с подозрением на COVID-19.  Для них в отдаленных от жилых массивов районах власти соорудили специальные контейнеры с многоярусными кроватями, стоящими вплотную без перегородок, которые позволяли бы людям сохранять дистанцию. Никаких удобств в помещениях нет, как и гарантий, что заражение коронавирусом или другой болезнью, которая может развиваться в антисанитарных условиях, не произойдет внутри бокса. Только после многочисленных просьб экспертам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) разрешили посетить контейнерные лагеря в городах Туркменабад (бывший Чарджоу) и Туркменбаши (бывший Красноводск). Дальше карантинных зон вход оказался воспрещен – мол страна занята ликвидацией последствий обрушившихся ураганов, поэтому сотрудникам международных организаций, якобы, будет сложно сделать объективные исследования на местности. Но и того, что увидели представители ВОЗ было достаточно, чтобы высказать сомнения в том, что COVID-19 чудесным образом обошел Туркмению.

Врачи говорят о переполненных больницах и смертях от пневмонии, любые иные диагнозы озвучивать строго запрещено. Ритуальные службы страны отмечают возросший спрос на услуги. Каждый день только в 1-й больнице Ашхабада умирает от пневмонии в среднем по 50 человек. Если это не коронавирус, то что тогда, задаются вопросом жители Туркменистана. Все это происходило на фоне практически полного отсутствия ограничений. В республике продолжались массовые мероприятия, концерты, национальный чемпионат по футболу. Например, 9 апреля в Ашхабаде провели массовый велопробег, а 26 апреля народ в Ашхабаде собрался на один из крупнейших национальных праздников — День ахалтекинского скакуна. Есть основания считать, что к середине июня вспышка Covid-19 в стране уже вышла из-под контроля.

Впрочем, инспекция ВОЗ несколько «раскачала» власти — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана с 13 июля официально рекомендовало гражданам пользоваться масками и соблюдать социальную дистанцию из-за «повышенного содержания пыли в воздухе». В больницах и подъездах домов появились инструкции Министерства здравоохранения страны о правилах поведения в случае проявления симптомов пневмонии, COVID-19 там не упоминается.

Таким образом, у правительства Туркменистана нет времени на раскачку в борьбе с пандемией. Нужно срочно и полностью отказаться от репрессивной модели борьбы с этим кризисом, потому что от этого зависят жизни граждан страны. И прекратить, наконец, заглядываться на бывшего «старшего брата», который как обычно заботится лишь о собственном имидже и сохранении своего влияния на центральноазиатский регион.