«Президент Путин, глава Совбеза Медведев и российский МИД начали противоречить друг-другу. Это всерьез настораживает», — пишут украинские военные эксперты.
Во время объявления так называемой частичной мобилизации, 21 сентября, президент России Владимир Путин публично обвинил западные страны в агрессивной политике и ядерном шантаже, после заявил о том, что роза ветров может разверуться в сторону запада.
Через несколько дней замглавы МИД РФ Сергей Рябков прокомментировал президента и заявил, что Россия не угрожает использованием ядерного оружия, а лишь предупреждает третьи страны о рисках вмешательства в войну в Украине, которые могут привести к столкновению. Также он отметил, что возможные предлоги использования ядерного оружия, находящегося на территории РФ перечислены в основах госполитики страны в области ядерного сдерживания.
И Медведев и Путин неоднократно публично подтверждали, что российское ядерное оружие находится в состоянии повышенной боеготовности с первых дней войны.
Так, Дмитрий Медведев еще 12 мая предупреждал, что отправка оружия в помощь Украине и учения НАТО у границ с Россией увеличивают риск столкновения Москвы с альянсом, что, в свою очередь, будет нести угрозу «полноценной ядерной войны». Тогда в Кремле указали на готовность дать «самый решительный ответ» на попытки вмешаться в спецоперацию на Украине.
Также известно, что с 27 февраля Путин приказал привести в особый режим боевого дежурства силы сдерживания, куда входят и стратегические ядерные силы. В начале июня Минобороны провело учения с пусковыми установками ядерного ракетного комплекса «Ярс».
The Washington Post пишет, что заявление Путина о возможном использовании ядерного оружия, сопровождавшееся словами «это не блеф», на Западе восприняли именно таким образом — как блеф. Однако военные эксперты выражают сомнения в способности российского президента действовать адекватно ситуации и утверждают, что от него можно ожидать чего угодно – даже начала ядерной войны.