В России грядут выборы в Госдуму. И, в преддверие этого события, Владимир Путин наложил вето на уже действующий в РФ закон об ответственности СМИ за распространение фейков. Президент отклонил закон впервые с 2016 года.
Из комментария пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова: «Это вето связано с тем, что у президента появились вопросы к некоторым частям этого закона, в частности, к частям, где идет речь об освобождении от ответственности. Поэтому президент посчитал нужным вернуть. Этот закон будет дорабатываться осенью».
Суть законопроекта заключается в следующем: полную ответственность за публикацию фейковой информации несет не только издание, которое первым опубликовало недостоверный материал, но и все издания, которые его перепечатали. Авторами закона выступила «Единая Россия», их задача заключалась в том, чтобы журналисты не ссылались на несуществующие СМИ. Ответственность главных редакторов СМИ при этом существенно продлевалась — главреду грозила ответственность, даже если он уже не работал в издании, но претензии госорганов касались периода его руководства в СМИ.
Один из авторов, единоросс Евгений Ревенко, объяснял, что будущие поправки должны исключить моменты, «когда ответственного невозможно найти», и прямо связал документ с выборами в Госдуму. «Случаи, когда “концы в воду”, мы исключаем. Сейчас наступает ответственный период предвыборной кампании. Мы хотим, чтобы все было максимально чисто, честно и, главное, прозрачно», — пояснил депутат.
В свою очередь, западные политологи считают данный законопроект изощренным способом давления на редакции и журналистов.
Фактически эти поправки введут презумпцию недоверия к коллегам и ответственность главного редактора за любую из опубликованных новостей, в которых цитируется информация других СМИ. Юридические риски такой работы крайне высоки.
«Вместо того чтобы сосредоточиться на точности цитаты, журналистам, для того чтобы оперативно процитировать СМИ, нужно начинать расследование частной жизни главного редактора», — уверен управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.