С начала войны на территории Украины российские следственные органы возбудили более 500 уголовных дел в отношении дезертиров. Максимальный срок получил некий Евгений Зеленков – 9 лет тюрьмы за то, что самовольно покинул часть, которая базировалась в зоне боевых действий.
Директор центра Сахарова Сергей Лукашевский называет дезертирство закономерной реакцией плохо подготовленных и немотивированных российских солдат.
«С начала войны экспертами было задокументировано довольно много случаев, когда контрактники отказывались воевать или возвращаться на фронт, – добавил он. – А если критически отнестись к тому, что приговоры в отношении дезертиров стали более жесткими, то можно сделать вывод, что проблема также актуальна, и власти не смогли ее решить».
Поначалу военное руководство действовало в отношении «отказников» довольно мягко — пыталось взывать к чувству долга и патриотизму, отметил Сергей Лукашевский: «Однако, спустя время, система сменила ориентацию на жесткие карательные меры. Характер давления сменился в сторону репрессий».
Геннадий Гудков — российский оппозиционный политик уверен, что регулярные неудачи российской армии на территории Украины негативно влияют на боевой дух и мотивацию солдат – отсюда и рост дезертирства. «Вместо достойной подготовки и снаряжения военное руководство страны продолжает скрывать потери и нечеловеческие зверства, которые совершают российские военные на оккупированных территориях. Перспектива стать военным преступником нормальных людей не может привлечь. В связи с этим число дезертиров в рядах путинских вооруженных сил будет только расти».