Войдут ли в Беларусь Вежливые люди

Сегодня заявления президента России Владимира Путина о массовых протестах в Беларуси можно слышать с завидной регулярностью и с разных телеканалов. Недавно он сообщил о подготовке «резерва из сотрудников правоохранительных органов» для потенциального использования в Беларуси. Вот только такое широкое и осторожное определение «сотрудников» может означать многое — от дорожно-патрульной службы и ОМОНа, как правило, разгоняющего демонстрации, до Федеральной службы безопасности (главного преемника КГБ советских времен) и тяжеловооруженных военных подразделений Росгвардии.

А вот заявление главного редактора государственного информационного агентства «Россия сегодня» и телеканала «Russia Today» Маргариты Симоньян прозвучало вполне конкретно и уверенно. Она предложила, чтоб Россия ввела в Беларусь войска. Симоньян заявила, что пришло время для «вежливых человечков» разобраться со всем этим. Напомним, государственные СМИ РФ называют «вежливыми человечками» российские войска, которые в 2014 году без каких-либо опознавательных знаков зашли и захватили Крым.

Но сам Путин ничего такого не говорил. Более того, можно предположить, что он считает себя, а не Лукашенко ответственным за политические процессы в Беларуси. В результате Лукашенко оказался в плену парадокса: лучше рисковать быть свергнутым, чем обратиться к Путину за военной поддержкой. Батька прекрасно понимает, что пока власть в Беларуси опирается на силу, она принадлежит тому, у кого больше штыков. Если вдруг в стране появятся штыки, преданные кому-то другому, Лукашенко превратится в марионетку Путина, а затем будет отстранен от власти. Это хорошо для Кремля, но не для Лукашенко. Пока мирные протестующие создают для него меньшую угрозу, чем вооруженные солдаты РФ.

В свою очередь, и перед мирными протестующими на улицах Минска и других белорусских городов возникла новая угроза: ослабив одного диктатора, они могут получить вместо него другого, еще более сильного. Если события вдруг пойдут по худшему сценарию, белорусов вообще ждет военный конфликт, бушующий внутри границ страны.

Впрочем, более вероятный сценарий таков: белорусские силы безопасности продолжат попытки подавить демонстрации, а Лукашенко будет сопротивляться стремлению Путина направить в страну «вежливых человечков». Да и сам Путин понимает, что ему не стоит вести переговоры с Лукашенко без кнута в руке и пряника в кармане. А поскольку у Кремля, несомненно, еще есть экономические козыри в рукаве, российская интервенция в Беларусь пока останется исключительно словесной.