Враждебность к трудовым мигрантам как новый тренд государственной политики Путина

Жители Кыргызстана часто выбирают для трудоустройства Россию, поскольку близко и владеют русским языком. Мигранты трудятся здесь в основном строителями, грузчиками, дворниками, охранниками и т. д., т.е. выполняют низкоквалифицированную работу, на которую трудно найти претендентов среди россиян в условиях серьезного демографического и экономического кризиса. Поэтому пробел восполняют жители из Центральной Азии.  Их количество можно подсчитать лишь приблизительно — точный подсчет невозможен по ряду причин, включая стремление нелегальных мигрантов оставаться «в тени» и нежелание Кремля вызвать недовольство россиян раскрытием настоящего числа мигрантов. Но, по подсчетам экспертов Гарвардского университета, в 2018 году, число жителей Центральной Азии, проживающих в России, оценивалось от 3 до 7 миллионов человек.

Казалось бы, что Россия должна более благосклонно относиться к гражданам Кыргызстана, страны-участницы Евразийского экономического сообщества — регионального экономического блока, координируемого Москвой. Ведь, теоретически общее членство в ЕЭАС дает гражданам Кыргызстана право свободно жить и работать в любом городе России. Но на деле, представители власти в России демонстрируют враждебное отношение и ясно дают понять, что не рады непрошеным гостям из Центральной Азии. Недавние исследования подтверждают рост ксенофобских настроений среди жителей России. По данным исследования московского независимого социологического центра «Левада-Центр» около 23% россиян считают проблему присутствия в стране мигрантов и национальных меньшинств одной из ключевых, 72% считают, что правительство должно ограничивать приток трудовых мигрантов.

Подавляющее большинство трудовых мигрантов из Центральной Азии просто пытается выжить и делать качественно свою работу. Тем не менее, трудности, с которыми они сталкиваются в России —  дискриминациявымогательство взяток полицией и жестокие избиения гражданскими и даже полицейскими — заставили некоторых обратиться к экстремизму. И не удивительно, что враждебная среда, жестокие условия труда и откровенный расизм, с которыми сталкиваются мигранты из Центральной Азии в России, создают идеальные условия для вербовщиков экстремистских организаций, которые пользуются уязвимостью и озлобленностью рабочих, создавая иллюзию более комфортного бытия и смысла жизни под знаменами исламистов. Недаром, некоторые западные политологи убеждены, что постоянные унижения, которые терпят трудовые мигранты в России, зачастую толкают их к радикализму, делая из России основную базу вербовки боевиков из Центральной Азии.

Подливают «масла в огонь» и российские СМИ. Так, судебный процесс  в Санкт-Петербурге по взрыву смертника в городском метро в 2017 году, освещался в российской прессе с упором именно на этнической принадлежности обвиняемых. Участие в теракте выходца из Кыргызстана напрямую связывалось с массовым отъездом в последние годы сотен трудовых мигрантов из Центральной Азии в Сирию и Ирак для участия в боевых действия на стороне «Исламского государства», ни словом не обмолвившись, что, во многом, это стало следствием дискриминации и расизма в России.

Знаковой стала ситуация с принятием антимигрантского закона в Якутии, также известной как Республика Саха. Напомним, глава Якутии Айсен Николаев подписал в 2019 году указ о запрете трудоустройства мигрантов в большинстве сфер деятельности, где обычно работают жители Центральной Азии. Сюда относятся производство продуктов питания, напитков и одежды, образование, здравоохранение, а также пассажирский и грузовой транспорт. После выхода указа Николаева условия работы в Якутии для кыргызстанцев значительно усложнились, многие потеряли работу. Кроме того, эти меры стали частью волны агрессии против мигрантов в Республике Саха после того, как трое граждан Кыргызстана были арестованы в связи с изнасилованием жительницы Якутска. Все трое задержанных были приговорены к тюремному заключению,  но после этого в Якутске было зарегистрировано несколько случаев избиения кыргызстанцев, работающих водителями общественного транспорта, продавцами на рынке и обслуживающим персоналом в кафе. Кроме того, полиция Якутска начала проводить внеплановые рейды в общественных местах для «проверки» разрешений и регистрации у граждан Кыргызстана.

Враждебное отношение к мигрантам из Центральной Азии россияне демонстрируют не только в Якутии. В прошлом году, по России прокатилась волна жестоких нападений на узбекских и таджикских мигрантов, что выглядело уже как целенаправленная государственная политика по разжиганию в России ксенофобии и агрессии по отношению ко всем, кто выглядит «не по-славянски». Сообщается о массовых обманах, проблемах мигрантов снять квартиру, когда хозяева отказывают в аренде, открыто заявляя, что их не устраивает их национальность. Зачастую трудовые мигранты не могут получить помощь в связи с нарушениями прав человека в российской правовой системе. Российские правоохранительные органы систематически нарушают права мигрантов из Центральной Азии и подвергают их насилию и вымогательству. Они вынуждены ежедневно испытывать на себе негативное отношение со стороны местного населения, в то время как полиция в буквальном смысле охотится за ними. Вслед за взрывом в санкт-петербургском метро, российские службы безопасности заметно участили рейды, направленные на мигрантов из Центральной Азии, то и дело заявляя о раскрытии заговоров экстремистов.   Причем, тенденции роста насилия со стороны правоохранительных органов в России  подаются в российских СМИ «под соусом» борьбы с экстремизмом и терроризмом. Создается впечатление, что некоторые из этих арестов имеют политическую направленность с целью идентификации в качестве врага целого народа. А после того, как Путин снял с должности нескольких оппозиционных деятелей из Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, эти права, по всей вероятности, будут еще более ограниченными.

Чего же ожидать в ближайшем будущем? Все говорит о том, что в России будет сохраняться недоверие к мигрантам из Центральной Азии как к возможному источнику терроризма. Этому будут способствовать существующие в России деструктивные силы, которые манипулируют фактами о причастности мигрантов из Центральной Азии к террористическим актам, совершенным в России. Эти радикальные силы при поддержке определенных политических кругов специально разжигают межрелигиозную, межнациональную вражду, создавая напряженность в обществе и конфликты на межэтнической почве. Уже сейчас мы видим, как отдельными политиками на центральных телеканалах обсуждается вопрос ужесточения миграционного контроля для выходцев из Центральной Азии под предлогом необходимости обеспечения безопасности россиян. А глава Национального антитеррористического комитета России Александр Бортников прямо заявил, что граждане из стран СНГ, приехавшие в Россию с целью трудоустройства, составляют костяк террористических группировок внутри Российской Федерации.

В то время как российские власти продолжают принимать антидемократические законы в отношении людей, приезжающих в поисках работы, привлекательность России как принимающей страны в глазах мигрантов неуклонно снижается. Некогда робкая критика в адрес страны-колонизатора становится в регионе все громче, а правительства государств Центральной Азии принимают конкретные меры по дистанцированию от Москвы. Правительственное издание «Российская газета» (РГ) сообщило, что приток мигрантов в 2019 году был минимальным за всю постсоветскую историю, а количество выданных разрешений уменьшилось почти наполовину.

Кыргызские трудовые мигранты в последние годы все чаще выбирают соседний Казахстан, в котором наблюдается стабильный спрос на рабочие руки. Особенно это касается сектора строительства, у которого с запуском новых субсидируемых государством ипотечных программ открылось второе дыхание.

И эту негативную для экономики России тенденцию, на фоне острой потребности в рабочей силе, Кремль не может не замечать. Мигранты нужны России, чтобы компенсировать стремительную естественную убыль населения вследствие активной «утечки мозгов» на Запад. По мнению экспертов, страну в обозримом будущем ожидает демографическое дно. Ситуация усугубляется экономическим кризисом в РФ,  вызванный падением цен на нефть и газ и международными санкциями после незаконной аннексии Крыма Россией, девальвацией рубля и сопутствующим падением доходов россиян.

Вывод один — разочарование действиями России логично толкает и далее будет толкать центральноазиатские страны к национальной самоидентификации, экономическим альтернативам и усилению сотрудничества с международным сообществом.