Западные эксперты рассказали о борьбе внутри российских элит

“Характеристика внутрикремлевской политики как “схватки бульдогов под ковром” — тема известная еще со времен СССР, но по-настоящему масштабные побоища бывали там в истории не так и часто. И именно сейчас, когда российские власти в один голос заявляют о небывалом политическом единении народа, начинается масштабная внутриэлитная схватка на самом высоком уровне”, — пишут западные аналитики.

Эксперты рассказали о том, что взаимная неприязнь Вячеслава Володина и Сергея Кириенко — давняя история, которая особо проявила себя после того, как Кириенко несколько лет назад получил под свой контроль формирование вопросов внутренней политики при Администрации Президента России. Освободить это место пришлось именно Володину, который из рейтинга пятерки самых влиятельных людей страны выпал сразу на десятки позиций. Выпал, но политически выжил и даже получил должность Спикера Госдумы.

“Сейчас же именно Сергей Кириенко получил самый большой аванс доверия: именно он назначен главным в вопросах “освоения Донбасса”, именно на него стали поглядывать, как на возможного “преемника”. И действовать Кириенко начал соответствующе: именно он стоит за началом массовой отставки ряда губернаторов. Под удар попали главы Томской, Кировской, Рязанской и Саратовской областей, а также Республики Марий Эл. Впереди явно намечен еще целый ряд отставок, но именно Саратовскую область и сбитым с управления ею Валерия Радаева надо рассмотреть отдельно. Дело в том, что Саратов — это вотчина Вячеслава Володина, который застолбил за собой право единолично распоряжаться всеми кадровыми расстановками. Такое демонстративное увольнение его главного ставленника в области стало более чем показательным в вопросе, “кто кому в Кремле папа”.

Для Володина ситуация стала ухудшаться стремительно, ведь если ты не способен защитить своих вассалов, то они могут быстро отказаться от такого вассалитета. При этом Кириенко сейчас, тонко чувствуя политический момент, решил показать себя лидером “ястребов”, временно “призабыв” о своем либеральном прошлом. В России, где понятие “социального лифта” (особенно — в высших эшелонах власти) является полностью нерабочим, текущий военный психоз представился для многих отличным шансом захватить более высокие места и должности, на которые при мирной жизни и посмотреть не решались.

Именно такие “ситуативные ястребы” сейчас пытаются виться вокруг Кириенко в надежде быть замеченными. И вот здесь уже Володин решил сделать ставку на лидерство среди тех, кто на таких “политических выскочек” смотрит со значительной опаской.

Самое главное — не быть там обременением. Приезжают, а для них нужна специальная охрана, которая стоит столько, сколько вся спецоперация» — именно так спикер отреагировал на депутатское предложение “посетить Донбасс”. И, чтобы никто не воспринял эти слова в качестве случайных, добавил: «необходимо исключить избыточные рвения отдельных депутатов заниматься несвойственной деятельностью».

Пусть и без лишнего афиширования, но Володин этим показал, что готов к войне с жаждущими новых карьерных вершин “ястребами”. Но он не ожидал, что война выйдет совсем на другой уровень.

Андрей Турчак — давний противник Володина. Он секретарь Генсовета “Единой России” и зампред Совета Федерации, который исчерпал свой потенциал карьерного роста, но при этом очень хочет чего-то большего. Турчак сделал ставку на “позицию ястреба”: регулярно бывает то на Донбассе, то в Херсоне, делает заявления от имени России о скором присоединении этих территорий. И всегда старается держаться ближе к Кириенко, от которого теперь стало зависеть в российской политике слишком много.

В ответ на слова Володина о нежелательности поездок депутатов на Донбасс, Турчак выдал максимально жесткое заявление: “Мне кажется, не стоит обращать внимание на подобные высказывания, заявления ряда полностью оторвавшихся от реалий чиновников. Я уже говорил, что комментировать эту работу может только тот человек, который непосредственно находился там. Был там и пропустил это все через себя. А не просиживал штаны в удобных креслах”.

Конфликт вышел в публичную плоскость, хотя именно публичности ранее никто себе позволить не мог. Но этот конфликт не личностный, он значительно глубже и масштабнее: фактически в российских верхах начат процесс настоящей революции и внутренней войны, в которой не будет правил, но зато будет постоянное повышение ставок.

За Турчаком сегодня стоят те, кто еще вчера и помышлять не мог о значительном продвижению в сторону провластного корыта. В условиях сокращающейся кормовой базы — есть за что сражаться, согласитесь. Осенние выборы никто отменять не рискнет, после них проигравшие могут исчезнуть насовсем: в России большая собственность неразрывно связана с наличием власти, и потеряв власть, отдать придется и собственность (а то и вовсе уехать на зону или “случайно умереть”). Поэтому поддержать революционный посыл Турчака и пойти на охоту за креслами “более успешных товарищей” готовы слишком многие. Тогда как на “той стороне” — матерые ветераны российской кулуарной политики, понимающие цену власти и готовые ради этой власти рвать на части кого угодно.

Хоровод внутриполитического противостояния в самых верхах российской политики только начинается, но Рубикон уже перейден. Турчак уже сейчас вводит в ключевой российский цифровой проект — “Цифровую Россию” — не опытных однопартийцев, а голодных к власти новичков. Именно так он вывел выходца из ФСБ Антона Немова, оставив за бортом куда более маститых спецов по информатизации в России. Турчак готовит свою гвардию, готовую не просто кивать в знак согласия с “правильным” лидером — он отбирает тех, кто готов по-настоящему драться за свое место во власти.

Рост этого конфликта будет идти, что называется и в ширь, и в высь. Медиаторов нового противостояния, которым хватило бы сил стоять над схваткой, уже просто нет: слишком высоко и слишком масштабно все закрутилось, слишком многое поставлено на кон. А это означает лишь то, что Россия вполне способна повторить свой опыт столетней давности: сначала — ожидание “маленькой и победоносной”, потом — “затяжной, но уверенный конфликт”. А потом “недопонимания во власти” как-то быстро и незаметно привели к целой череде переворотов и революции.

Правда, сегодня, в отличие от столетия назад, все протекает намного быстрее. Так что конфликт Турчака с Володиным может означать уже очень скорое начало внутренней трансформации в России. Которое случится сразу после революции млм просто переворота”, — заявляют западные эксперты.