На занятых Россией территориях Украины создана целая система российских тюрем. Практически все они финансируются на государственном уровне. «Управляют такими тюрьмами российские военные или сотрудники ФСБ, иногда коллаборанты с оккупированных территорий или самопровозглашенных ДНР и ЛНР», — сообщила международная группа юристов из Mobile Justice Team.
Справочно! Организация Mobile Justice Team помогает украинским властям расследовать российские преступления в Украине.
Глава Mobile Justice Team Уэйн Джордаш отмечает, что система российских тюрем – это часть плана «по запугиваю, подчинению и перевоспитанию местного населения, с четкой целью — уничтожить украинскую национальную и культурную идентичность».
Оказаться в тюрьме можно за наличие «проукраинского» материала в телефоне или татуировки на теле.
После того как украинские войска вошли в Херсон в ноябре прошлого года, группа международных юристов из Mobile Justice Team собрала свидетельства более тысячи херсонцев, прошедших через эти тюрьмы. Западные аналитики пришли к выводу о том, что российская оккупация предусматривала три этапа уничтожения украинского сопротивления и национальной идентичности.
Первый заключался в том, чтобы задержать или убить так называемых «лидеров мнений». Второй этап предполагал более широкий процесс фильтрации: поиск, задержание, пытки и выдворение из Херсона людей, сочувствующих «лидерам» или причастных (пусть даже по слухам) к сопротивлению. Третий этап — это изъятие украинских учебников в школах и других образовательных учреждениях и их замена на российские, а также конфискация любых проукраинских предметов, например, флагов и одежды с национальными цветами. «По сути, население находилось в изоляции, уничтожались любые следы украинской идентичности», — поясняют юристы.
Ранее подробности зверств российских военных в Херсоне озвучивали журналисты The Washington Post, The New York Times и The Times.