Министр промышленности и агропромышленного комплекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Артак Камалян заявил, что введенный Россией и Беларусью запрет на экспорт зерна и сахара, введенные на фоне войны в Украине и последовавших санкций, негативно сказываются на работе ЕАЭС.
В последние годы участники ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан) замещали импортные поставки продовольствия внутрисоюзными. Теперь из-за решения отдельных членов без продовольствия могут остаться все остальные, отмечает Камалян.
«Если мы понимаем ее (продовольственную безопасность. — TМТ) как коллективную продовольственную безопасность для всех пяти стран, когда обеспеченность продуктами питания жителя Липецка не отличается от обеспеченности жителя Бишкека и все, что доступно липчанину, доступно жителю Бишкека, — это один подход. Но если мы предполагаем, что продовольственная безопасность ЕАЭС — это только сумма продовольственных возможностей пяти отдельных стран, то это совершенно другой подход», — пояснил Камалян.
По его словам, участники ЕАЭС уже начали практиковать «умную специализацию».
«Например, Кыргызстан по своим природно-климатическим условиям не может эффективно производить сахарную свеклу и конкурировать на этом рынке с Беларусью, но в силах эффективно производить семена сахарной свеклы, которые, в свою очередь, белорусские сельхозтоваропроизводители покупают в третьих странах. «Но все это хорошо работает до тех пор, пока нет форс-мажорных обстоятельств», — пояснил он.
Запрет России и Беларуси на поставки зерна и сахара ставит в затруднительное положение страны, которые традиционно импортируют из них эти продукты.
Казахстан уже пытался оспорить российский запрет на экспорт пшеницы. Однако Москва действовала в соответствии с 29 статьей договора о ЕАЭС: она позволяет странам-участницам ограничивать торговлю товарами, если вопрос касается нацбезопасности.