25 лет экстремист скрывался под чужим именем

Два года кыргызстанские спецслужбы вели разработку некоего Дилмуроджона Рахматуллаева. Согласно оперативной информации, этот человек, который внешне вел добропорядочный образ жизни, был совсем не тем, за кого себя выдавал.

И информация подтвердилась, почти четверть века по поддельному паспорту скрывался в Чуйской области гражданин Узбекистана Нодирбек Ганиев. На родине его подозревают в убийстве с особой жестокостью. У кыргызстанских милиционеров к этому человеку также накопилось немало вопросов. Его подозревают в распространении экстремистских идей «Хизб ут-Тахрира».

«Его разрабатывали около двух лет. Спросите, почему так долго? — говорит начальник отдела по борьбе с экстремизмом 10-го управления МВД Рысбек Дуйшенбаев. — Все просто: живя в Кыргызстане по поддельному паспорту Дилмуроджона Рахматуллаева, он старался вести добропорядочный образ жизни. Здесь у него появилась семья, двое маленьких детей. Зарабатывал торговлей овощами на рынке. Но, как оказалось, мужчина вел двойную жизнь».

Еще шесть лет назад в Кара-Балте стала пропадать молодежь. Парни и девушки уезжали учиться за границу, но все оказывались в Сирии.

— У нас была информация, что к нелегальной отправке причастны местные экстремисты. Среди них был и наш фигурант. Но тогда доказать его причастность не удалось. Теперь после ареста мы непременно вернемся к тому уголовному делу, — говорит полковник милиции.

Борцы с экстремизмом уже выяснили, что задержанный причастен к убийству в узбекском городе Хакулабаде в декабре 1995 года. В местную больницу в тяжелом состоянии доставили сильно избитого мужчину. Не приходя в сознание, он скончался.

Узбекские стражи порядка практически сразу вышли на след предполагаемого преступника. Но задержать его тогда не удалось.

Нодирбек Ганиев с помощью родственников нелегально пересек границу с Кыргызстаном. Почти год скрывался в Ошской области.

Все это время вел скрытый образ жизни. Единственной, с кем иногда общался по телефону, была мама. Звонил в крайних случаях, соблюдая все меры предосторожности.

6 ноября 1996 года мать Нодирбека приехала в Джалал-Абадскую область. В Ноокенском районе она вошла в сговор с работниками паспортного отделения и выправила сыну кыргызский паспорт. В настоящее время в отношении лиц, выдавших поддельный паспорт, начали расследование.

Так в 1996-м в Кара-Балте появился Дилмуроджон Рахматуллаев. По словам оперативников, именно тогда, почувствовав себя в безопасности, он стал пропагандировать идеи экстремизма и терроризма.

Когда его активность попала в поле зрения борцов с экстремизмом, Ганиев ушел на нелегальное положение.

В месяц он менял по несколько съемных квартир. Мы только установим его местонахождение, а там его и след простыл. Было такое, что съезжал он за пару часов до нашего появления. Мы бросили все силы на отработку его связей. Была вероятность, что он постарается покинуть Кыргызстан и перебраться в Казахстан или Россию. Но для этого нужны было время и новые документы. На днях мы получили информацию, что мужчина скрывается у своего знакомого. Вел он себя крайне осторожно. На улицу практически не выходил. Пока хозяин дома находился на работе, Нодирбек присматривал за его маленькими детьми, — рассказали оперативники, участвовавшие в этой операции. — Мы стали готовиться к его аресту. Устраивать штурм дома с привлечением бойцов милицейского спецназа было нельзя, чтобы не рисковать детьми.

Обо всех тонкостях операции сыщики не говорят. Но финал этой двухлетней криминальной истории прошел без эксцессов и осложнений. Подозреваемого выманили на улицу, где и арестовали.

В последних числах декабря 2020 года Первомайский районный суд Бишкека в отношении Нодирбека Ганиева избрал меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца.

Оперативники признались: беглец последние месяцы профессионально заметал следы пребывания в Кыргызстане. Он уничтожил паспорт, водительское удостоверение, запрещенную литературу.

Следственные органы возбудили уголовное дело за незаконное пересечение государственной границы и проживание по поддельному паспорту. Беглецом активно интересуются и представители узбекских спецслужб. Решается вопрос об экстрадиции Нодирбека Ганиева на родину.