Евросоюз уже принял шесть пакетов санкций против России из-за того, что она сознательно нарушила международное право, когда начала вторжение в Украину.
Эти санкции скоординированы с членами G7, и их эффективность дополнительно усиливается тем фактом, что более сорока других стран (включая традиционно нейтральные государства!) также присоединились к ним или приняли подобные меры.
А еще ЕС постепенно освобождается от зависимости, долго тормозившей его политические решения, несмотря на агрессивность Путина.
К концу 2022 года Евросоюз сократит импорт российской нефти на 90%, также стремительно сокращается импорт газа.
Вероятно, Владимир Путин считал, что Европа не решится ввести санкции из-за своей энергетической зависимости от РФ.
Это один из тех значительных просчетов, которые допустил российский режим во время этого конфликта.
Россия всерьез зависит от своего значительного сырьевого экспорта. Но в то же время она зависит от значительного импорта в РФ продуктов с высокой добавленной стоимостью, которые она не производит. 45% всех передовых технологий, используемых Россией, составляет то, что она получила в Европе, на 21% РФ зависит от технологий из США, и только на 11% – от Китая.
Санкции ограничивают доступ к этим технологиям.
В сфере ВПК, имеющей решающее значение в контексте войны в Украине, санкции ограничивают возможности России производить высокоточные ракеты, такие как «Искандер» или Х-101.
Многие иностранные производители автомобилей также решили уйти из России, а некоторые автомобили российских производителей будут продаваться без подушек безопасности и автоматической коробки передач.
В конце концов, с целью поддержки воздушного сообщения России придется снять с эксплуатации большинство своих самолетов, чтобы получить доступ к запасным частям, необходимым для того, чтобы другие самолеты смогли летать.
Что касается возможности российской экономики «вырулить» за счет Китая, то эта альтернатива на самом деле ограничена, особенно когда речь идет о высокотехнологичной продукции. Китай очень зависит от экспорта в развитые страны, поэтому Пекин не помогал России обойти западные санкции. Китайский экспорт в Россию упал на уровне с экспортом западных стран.
Вероятно, в ближайшее время эти значительные и растущие последствия не убедят Путина изменить его стратегические расчеты, ведь он преимущественно не руководствуется экономической логикой в своих действиях.
Однако, заставляя его выбирать между пушками и хлебом с маслом, санкции держат его в постепенно сжимающихся тисках.
Столкнувшись с вторжением в Украину, Евросоюз начал переходить от намерений к действиям, показывая, что Европа может ответить на провокации.
Поскольку Евросоюз не хочет воевать с Россией, экономические санкции сейчас являются основой этого ответа. Они уже начинают давать эффект, и он будет расти еще больше – в ближайшие месяцы.