Депутаты торгуются за проценты: уменьшат или нет входной процент для кандидатов

Снижение избирательного порога – главный политический тренд последних месяцев. Самый свежий факт, связанный с этой тенденцией – претензии лидера парламентской фракции «Республика» Мирлана Жээнчороева.

Депутат возмутился, что законопроект о снижении избирательного порога до 5 процентов опять не включили в повестку дня комитета по конституционному законодательству.

«Это нарушение регламента, — заявил парламентарий. — Мы еще в декабре с учетом всех правок и замечаний отправили документ в общий отдел. А законопроект о снижении барьера до 7 процентов, который вынесли на общественное обсуждение в начале этого месяца, профильный комитет не может рассмотреть раньше нашей инициативы».

Прошу обратить внимание на две цифры – 5 и 7 процентов.

Чем ниже, тем лучше

На вопрос, почему рассмотрение законопроекта, инициированного «Республикой», не включили в повестку дня комитета, отвечать его руководителям. Я же хотел обратить внимание на то, что в поле общественного обсуждения оказались сразу несколько цифр — 3, 5 и 7 процентов. Инициаторы снижения избирательного порога выбрали для себя именно эти показатели.

У каждого своя правда, но принцип один – чем меньше ресурсов у партии, тем ниже порог они запрашивают. В этом случае 3 процента – это возможность попасть в Жогорку Кенеш на новой, молодой волне политиков. У них нет ни денег, ни влияния, но есть желание и рвение. Вот они-то как раз и потянут на 3 процента. Но опытные политики боятся, что молодёжная волна может накрыть парламент с головой, и вместо работы в главном законодательном органе начнутся разборки покруче, чем в октагоне.

Ни нашим, ни вашим – пять

Пять процентов – это та самая планка, которая отделяет сырых, но дерзких политиков от крепких партийных середнячков. Те уже давно в теме и знают, как устроен механизм выработки и принятия решений. Но главное, прекрасно понимают, когда и с кем нужно объединяться и к какому движению примкнуть, чтобы либо остаться в Жогорку Кенеше, либо снова туда попасть. Это такая серая партийная масса, которая делает вид, что озабочена судьбой Родины.

Как результат – периодические откровенно популистские заявления, заставляющие избирателя смеяться или откровенно хвататься за голову. Но в том-то и дело, что партийный планктон должен кто-то возглавлять. А это и есть как раз те персоны, которые играют определённую скрипку в парламенте. Этот симбиоз лидерства и партийной серости и нацелен на 5 процентов.

Великолепная семёрка

То, что порог должен быть не 9 процентов, ясно всем. Даже тем, кто готов заплатить миллионы сомов, чтобы попасть в Жогорку Кенеш.

Предположим, что планка в 9 процентов осталась на месте, и парламент стал реально олигархическим. Ведь очевидно, что набрать такое количество голосов избирателей можно, только обладая большими деньгами. Но тогда в Жогорку Кенеше будут решать преимущественно финансовые вопросы, а не политические или социальные. Последнего нувориши не умеют, поэтому стоит ждать новой волны недовольства депутатами. Причем открытого, что может привести к плачевным последствиям.

Поэтому нужен баланс между силами, интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Новые партии пытаются прийти к консенсусу, но их возможностей недостаточно, чтобы преодолеть порог в 9 процентов. Собственно, этот факт и подчеркнул президент Сооронбай Жээнбеков, говоря в парламенте о том, что ожидаемого укрупнения партий не произошло.

Раздробление политического единства привело к тому, что поле принятия решений в Жогорку Кенеше превратилось в минное. При этом президент чуть ли не открытым текстом высказался за снижение избирательного порога. Так что партии, стремящиеся в Жогорку Кенеш, но ограниченные в ресурсах, могут начинать искать деньги. К счастью, уже меньшие, чем ещё полгода назад.

 

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version